Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.10.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О месте уплаты НДФЛ и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения.

Ответ:

1. Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.

При этом поступления указанного налога подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Абзацем первым пункта 7 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен данным пунктом.

При этом согласно абзацу второму пункта 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, в настоящее время организации, имеющие обособленные подразделения, перечисляют исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

2. Согласно статье 284 Кодекса налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 - 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет. Сумма налога, исчисленная по ставке 18 процентов (17 процентов в 2017 - 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения организации.

При этом в случае если в состав организации входят обособленные подразделения, то в соответствии со статьей 288 Кодекса суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, уплачиваются также по месту нахождения этих обособленных подразделений.

Таким образом, уплата налога на прибыль организаций осуществляется по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений, в котором базируется их производственная деятельность.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2020 N 03-01-11/72861

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль при реализации акций иностранной организации, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом РФ.

Ответ:

Согласно пункту 4.1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьями 284.2 и 284.7 НК РФ, если иное не установлено указанным пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

Таким образом, условием применения налогоплательщиком предусмотренной пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ налоговой ставки 0 процентов является непрерывность владения им на праве собственности или на ином вещном праве реализуемыми акциями российских организаций более пяти лет.

При этом указанная ставка по налогу на прибыль применяется налогоплательщиком при соблюдении в отношении указанных акций одного из перечисленных в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ условий, в частности, если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями.

Условия и порядок признания иностранных организаций налоговыми резидентами Российской Федерации определены статьей 246.2 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 246 НК РФ иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 НК РФ, приравниваются в целях главы 25 НК РФ к российским организациям.

Учитывая указанное, налоговая ставка, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, может также применяться в отношении доходов от реализации акций иностранной компании, самостоятельно признавшей себя налоговым резидентом Российской Федерации и получившей указанный статус до момента реализации таких акций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2020 N 03-03-06/1/72781

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ со стоимости молока, выдаваемого работникам.

Ответ:

Согласно статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой статьи 222 Трудового кодекса, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно пункту 2 Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н), бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, и уровни которых превышают установленные нормативы.

1. Страховые взносы

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Таким образом, на основании вышеизложенных норм подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса и статьи 222 Трудового кодекса не облагаются страховыми взносами только стоимость молока, выдаваемого работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и компенсационные выплаты указанным работникам в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, в соответствии с нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденными Приказом N 45н.

Что касается бесплатной выдачи молока работникам организации, условия работы которых не признаны вредными в соответствии со специальной оценкой труда, то стоимость выдаваемого молока подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в натуральной форме, производимая в рамках трудовых отношений.

2. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Таким образом, доходы в виде стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выдаваемых на основании положений статьи 222 Трудового кодекса работникам на работах с вредными условиями труда, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса.

Выдача молока или других равноценных пищевых продуктов работникам организации, условия работы которых не были признаны вредными, Трудовым кодексом не предусмотрена.

Соответственно, на доходы в виде стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выданных работникам организации, условия работы которых не были признаны вредными, положения пункта 1 статьи 217 Кодекса не распространяются, и стоимость таких доходов подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2020 N 03-04-06/72760

Вопрос:

Об амортизации объектов ОС после окончания консервации в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. При этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Установление срока полезного использования объекта амортизируемого имущества и, соответственно, его амортизационной группы необходимо для определения нормы амортизации по такому объекту амортизируемого имущества, на основании которой, в свою очередь, рассчитывается сумма начисленной амортизации.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (пункт 4 статьи 259 Кодекса).

При этом начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (пункт 5 статьи 259.1 Кодекса).

В то же время необходимо отметить, что из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 Кодекса исключаются основные средства, в частности, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев (пункт 3 статьи 256 Кодекса).

По таким объектам основных средств начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества (пункт 2 статьи 322 Кодекса).

При этом при расконсервации объекта основных средств амортизация по таким объектам продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла соответствующая расконсервация (пункт 2 статьи 322 Кодекса).

Таким образом, учитывая положения пункта 5 статьи 259.1 Кодекса, при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла такая расконсервация, по месяц полного списания его остаточной стоимости. При этом истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.08.2020 N 03-03-06/1/72415

Вопрос:

Об определении доходов и расходов микрофинансовых организаций в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль для организаций - плательщиков налога на прибыль установлен положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не регулируется законодательством о бухгалтерском учете.

Особенности определения для целей налога на прибыль доходов и расходов микрофинансовых организаций установлены соответственно статьями 297.1 и 297.2 НК РФ.

К доходам микрофинансовых организаций относятся доходы, предусмотренные статьями 249 и 250 НК РФ и определяемые с учетом особенностей, предусмотренных статьей 297.1 НК РФ.

Расходы налогоплательщиков - микрофинансовых организаций, предусмотренные статьями 254 - 269 НК РФ и непосредственно связанные с предоставлением займов и иной приносящей доход деятельностью, предусмотренной законодательством о микрофинансовой деятельности, учитываются для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных статьей 297.2 НК РФ.

Таким образом, при определении доходов и расходов микрофинансовых организаций для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль следует руководствоваться положениями главы 25 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.08.2020 N 03-03-06/1/72030

Вопрос:

Об НДС при приобретении товаров (работ, услуг), ОС, НМА, имущественных прав для создания НМА или выполнения НИОКР, оплаченных за счет субсидий из федерального бюджета.

Ответ:

На основании пункта 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 424-ФЗ) и пункта 7 статьи 9 Федерального закона N 424-ФЗ при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются в случае, если документами о предоставлении бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

При этом абзацем пятым пункта 2.1 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету в соответствии с данным пунктом, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Таким образом, если документами о предоставлении организации субсидий из федерального бюджета предусмотрено финансирование затрат на приобретение товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, то суммы налога по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным для создания нематериальных активов или выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оплаченным за счет указанных субсидий, не включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и, соответственно, не учитываются при формировании в налоговом учете первоначальной стоимости нематериальных активов и стоимости выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.08.2020 N 03-07-11/71993

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен статьей 257 НК РФ, согласно положениям которой первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Получая имущество безвозмездно от собственника имущества этого предприятия, унитарное предприятие не несет фактических расходов по его приобретению. При этом стоимость такого имущества не учитывается в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Учитывая изложенное, при получении унитарным предприятием имущества от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение его первоначальная стоимость будет равна нулю.

При этом в случае если имущество передается в уставный фонд унитарного предприятия после 01.01.2019, то стоимостью этого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 277 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2020 N 03-03-06/3/71657

Вопрос:

Об определении первоначальной стоимости имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Абзацем десятым пункта 1 статьи 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Таким образом, рыночная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, а также расходы, произведенные в том числе за счет платы концедента, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, до состояния, в котором оно пригодно для использования, формируют первоначальную стоимость соответствующего амортизируемого имущества для целей налога на прибыль организаций.

При этом плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, учитывается при определении налоговой базы в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2020 N 03-03-06/1/71639

Вопрос:

Согласно ст. 20.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" с 1 января 2020 г. регистрация выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, могут осуществляться регистратором на основании договора с ним как с регистрирующей организацией. Договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, может быть заключен учредителями только с регистратором, который утвержден решением об учреждении акционерного общества, а договор о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) или выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличного акционерного общества, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, может быть заключен эмитентом только с регистратором, который осуществляет ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг этого акционерного общества.

Регистратор является профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра, и оказывает как услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг, определенные ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", так и иные услуги, выполнение которых в соответствии с законом возлагается именно на регистратора, имеющего соответствующую лицензию (например, выполнение функций счетной комиссии на общих собраниях акционеров публичных акционерных обществ - п. 4 ст. 97 Гражданского кодекса РФ, регистрация выпусков акций при учреждении акционерных обществ - п. 1 ст. 20.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

В соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость услуги регистратора как регистрирующей организации, оказываемые по договору о регистрации выпуска акций на основании п. 1 ст. 20.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"?

Ответ:

Согласно абзацам второму и третьему подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые регистраторами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности, а также услуги, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензируемой деятельности, и поименованные в разделе 6 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (далее - регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что регистрация выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, может осуществляться регистратором.

Принимая во внимание, что Федеральным законом N 39-ФЗ предусмотрена обязанность регистраторов осуществлять регистрацию выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, оказываемые регистраторами услуги по регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг могут быть отнесены к услугам регистраторов, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании абзаца второго подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.08.2020 N 03-07-11/70222

Вопрос:

О зачете (возврате) излишне уплаченного налога с 01.10.2020.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции подпункта "а" пункта 22 статьи 1 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (вступает в силу с 01.10.2020) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.

При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов и сбора не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов.

С 01.10.2020 налоговый орган вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов и (или) сборов, излишне уплаченных до 01.10.2020.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.08.2020 N 03-02-07/1/72100