Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 20.11.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль срока полезного использования приобретенного ОС, бывшего в употреблении.

Ответ:

На основании пункта 7 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Согласно пункту 12 статьи 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, учитывая вышеуказанные положения НК РФ, налогоплательщик определяет норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, установленного предыдущим собственником.

При отсутствии указанных сведений срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2020 N 03-03-06/1/95253

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль в случае переоформления лицензии на пользование участком недр при реорганизации юридического лица.

Ответ:

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

Таким образом, переход права пользования участком недр и переоформление лицензии на пользование участком недр при реорганизации организации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 3 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Следовательно, у организации, в пользу которой переходит право пользования участком недр в связи с реорганизацией организации, не возникает доход, учитываемый при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Дополнительно отмечается, что в случае, если переход (передача) права пользования участком (участками) недр происходит в связи с реорганизацией организации, учет расходов на освоение природных ресурсов, фактически осуществленных налогоплательщиком - прежним владельцем лицензии, осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 статьи 252 Кодекса (пункт 6 статьи 325 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2020 N 03-07-11/94809

Вопрос:

О регистрации в книге покупок документов, выданных работнику при приобретении услуг по перевозке работников к месту командировки и обратно.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила), при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

В настоящее время приказами Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", от 29 января 2008 г. N 15 "Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации" утверждены формы авиационного пассажирского билета, маршрут/квитанции электронного пассажирского билета и багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которые являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

С 1 июля 2019 г. ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны выдавать покупателю кассовые чеки или бланки строгой отчетности, сформированные в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, обязаны при осуществлении ими расчетов в случаях, установленных данным законом, применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники, и выдавать покупателю на бумажном носителе либо направлять в электронной форме кассовые чеки или бланки строгой отчетности.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ для целей указанного закона под бланком строгой отчетности понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.

Кроме того, пунктом 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Учитывая изложенное, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях применения пункта 18 Правил в отношении приобретения услуг по перевозке работников организации к месту служебной командировки и обратно в графе 3 книги покупок, предназначенной для определения сумм НДС, принимаемых к вычету в установленном порядке, могут регистрироваться следующие документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой:

счет-фактура, выставленный налогоплательщику при выдаче проездных документов;

проездной документ, выданный в виде бланка строгой отчетности, сформированный в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ;

проездной документ, выданный по форме, установленной вышеуказанными приказами Минтранса России, в случае одновременной выдачи кассового чека (бланка строгой отчетности), сформированного в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ, или с включением в проездной документ реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности), а именно: QR-код или дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа. При этом работник должен самостоятельно считать QR-код, скачать кассовый чек, распечатать и предъявить его налогоплательщику-работодателю.

Одновременно следует отметить, что на основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

В указанном случае при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируется счет-фактура либо проездной документ, выданный по форме, установленной вышеуказанными приказами Минтранса России.

Одновременно обращается внимание на то, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в графе 7 книги покупок отражаются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС, принимаемого к вычету в соответствии с пунктом 7 статьи 171 Кодекса (подпункт "к" пункт 6 Правил).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2020 N 03-07-09/94559

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ с сумм компенсаций расходов дистанционных работников на использование в работе принадлежащих им оборудования и программно-технических средств.

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 312.3 Трудового кодекса размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.

Таким образом, суммы компенсаций расходов дистанционных работников на использование принадлежащих им оборудования и программно-технических средств не подлежат обложению страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц в размере, определяемом трудовым договором о дистанционной работе между организацией и работниками.

При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного оборудования (средств) для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, подтверждающих расходы, понесенные работником при использовании личного оборудования (средств) в служебных целях.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2020 N 03-04-06/94269

Вопрос:

О предельном размере доходов при переходе организации на УСН.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 112,5 млн рублей.

Указанная в абзаце первом названного пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2020 N 03-11-06/2/93335

Вопрос:

Об учете расходов на оплату услуг по продвижению социальных сетей в целях налога при УСН.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьей 264 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, в частности, относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании.

Таким образом, затраты на оплату услуг по продвижению социальных сетей могут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2020 N 03-11-06/2/92939

Вопрос:

О налоге на прибыль, НДФЛ и страховых взносах при компенсации работникам-вахтовикам расходов на проезд от их места жительства до пункта сбора, от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

Ответ:

В части налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. При этом указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными договорами.

Следовательно, вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организаций при условии, что такие расходы предусмотрены коллективными договорами.

Также отмечается, что на основании статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Таким образом, любые выплаты работодателя, произведенные в пользу работника, которые на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, включаются у данного работодателя в систему оплаты труда, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 25 статьи 255 Кодекса, за исключением расходов, поименованных в статье 270 Кодекса.

В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом, предусмотрены статьей 302 Трудового кодекса.

Компенсация стоимости проезда работников, работающих вахтовым методом, статьей 302 Трудового кодекса не установлена.

В этой связи компенсация расходов на проезд, выплачиваемая организацией своим работникам, выполняющим работы вахтовым методом, от их места жительства до пункта сбора и обратно, которая не является законодательно установленной компенсационной выплатой, не освобождается от обложения НДФЛ.

Одновременно в части оплаты организацией проезда работников, выполняющих работы вахтовым методом, от пункта сбора до места выполнения работы и обратно сообщается.

В определенных случаях, обусловленных, например, ограниченной транспортной доступностью места выполнения работ или производственной необходимостью, доставка работников на вахту осуществляется организованно от места нахождения организации или от пункта сбора до места выполнения работ.

В таких случаях работник по прибытии к месту нахождения организации или в пункт сбора фактически приступает к исполнению своих трудовых обязанностей, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, в случае если наличие пункта сбора при осуществлении организацией деятельности вахтовым методом определяется производственной необходимостью, спецификой работы организации, если по прибытии в место сбора работник обязан соблюдать дисциплину труда, установленную работодателем, оплата работодателем проезда работников от пункта сбора до места выполнения работ в таком случае не приводит к возникновению экономической выгоды, подлежащей обложению НДФЛ.

В части страховых взносов.

Из вопроса следует, что организация компенсирует работникам, выполняющим работы вахтовым методом, стоимость проезда от места жительства до пункта сбора и обратно в соответствии с локальным нормативным актом "Положение о вахтовом методе работы" в размере фактически произведенных расходов на проезд железнодорожным/воздушным транспортом.

При этом организация планирует перейти на компенсацию стоимости проезда в фиксированном размере в соответствии с установленным лимитом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом.

Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом, предусмотрены статьей 302 Трудового кодекса.

Компенсация стоимости проезда работников, работающих вахтовым методом, статьей 302 Трудового кодекса не установлена.

При этом в случае если доставка работников от пункта сбора до места работы и обратно связана с режимом работы организации и местоположением объекта работ (отсутствием возможности добираться до вахтового поселка транспортом общего пользования), то есть работники не имеют возможности самостоятельно добраться до места работы и обратно, то такие расходы организации не являются объектом обложения страховыми взносами.

Что касается компенсации расходов на проезд, выплачиваемой организацией своим работникам, выполняющим работы вахтовым методом, от их места жительства до пункта сбора и обратно, которая не является законодательно установленной компенсационной выплатой, то такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в рамках трудовых отношений в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.10.2020 N 03-01-10/92685

Вопрос:

О ставке НДС при реализации продовольственных товаров, в том числе скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.10.2020 N 03-07-07/92465

Вопрос:

Необходимо ли использовать онлайн-кассу управляющей организации (ОКВЭД 84.11.8) при приеме платежей, поступающих на расчетный счет от физических лиц за коммунальные услуги по обслуживанию нежилых помещений (посредством "Сбербанк-онлайн", платежей через отделение Сбербанка)? В случае использования онлайн-кассы какие сведения необходимо отражать в формируемом чеке, отправляемом в ФНС России?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при получении денежных средств в безналичном порядке за услуги организация обязана применять контрольно-кассовую технику, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Требования к кассовому чеку (бланку строгой отчетности) установлены статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ выпущен приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", предусматривающий соответствующие реквизиты фискальных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.10.2020 N 03-01-15/92170

Вопрос:

Об определении для целей НДС места реализации рыбной продукции, выловленной в исключительной экономической зоне РФ.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу статьи 147 Кодекса местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

В соответствии со статьей 67 Конституции Российской Федерации, подпунктом "б" пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" морская акватория, находящаяся за пределами 12-мильной зоны, не является территорией Российской Федерации.

По пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным данным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Таким образом, местом реализации рыбопродукции, находящейся в момент начала транспортировки в исключительной экономической зоне Российской Федерации, территория Российской Федерации в целях применения налога на добавленную стоимость не признается и, соответственно, такая операция не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.10.2020 N 03-07-08/90905