Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 27.11.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

ООО оказывает населению в рамках амбулаторно-поликлинической помощи платные услуги по диагностике, в рамках чего осуществляет забор крови на проведение бактериологических исследований (лицензия по сестринскому делу).

Бактериологическое исследование проводит сторонняя медицинская лаборатория, имеющая лицензию на медицинскую деятельность по клинической лабораторной диагностике и бактериологии.

Между ООО и медицинской лабораторией заключаются договоры оказания услуг по проведению лабораторных исследований.

Услуги по забору крови и ее бактериологическому исследованию входят в Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132.

Освобождается ли ООО от налогообложения НДС при реализации указанных медицинских услуг в соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 утвержден Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению НДС (далее - Перечень).

Перечнем предусмотрены в том числе услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи.

Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н, при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях предусмотрено оказание услуг по лабораторной диагностике и лабораторному делу.

На основании пункта 6 статьи 149 Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" указанные услуги не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности.

Таким образом, медицинские услуги по лабораторной диагностике и лабораторному делу, оказываемые медицинской организацией населению, предусмотренные в вышеназванном приказе Минздрава России, не подлежат налогообложению НДС на основании нормы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, при наличии соответствующей лицензии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.10.2020 N 03-07-07/90844

Вопрос:

Об использовании амортизационных отчислений и учете расходов на ремонт ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

Указанный вопрос положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не регулируется.

Одновременно отмечается, что в соответствии с общеустановленными главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ правилами расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль организаций, признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты, связанные с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, через механизм начисления амортизации.

Таким образом, положения указанной главы НК РФ, регулирующие порядок расчета амортизационных отчислений, используются налогоплательщиком исключительно в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом обращается внимание, что расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со статьей 260 НК РФ. В соответствии с указанной статьей НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.10.2020 N 03-03-06/1/90406

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации ОС, используемых в деятельности, связанной с объектами ОПХ, а также при сдаче объектов ОПХ в аренду.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены положениями статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно статье 275.1 Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей налогообложения прибыли организаций к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства (включая общежития для приезжих), социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Таким образом, в случае реализации объектов основных средств, используемых в деятельности, связанной с объектами обслуживающих производств и хозяйств, такие операции должны учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой для объектов обслуживающих производств и хозяйств в соответствии с положениями статьи 275.1 НК РФ.

Налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств определяется в целом по всем обслуживающим производствам и хозяйствам.

Если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, то такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении условий, указанных в статье 275.1 НК РФ.

Также отмечается, что если объекты обслуживающих производств и хозяйств сдаются в аренду, то положения статьи 275.1 НК РФ в этом случае не применяются, а доходы и расходы, полученные (понесенные) от сдачи указанных объектов в аренду, учитываются в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.10.2020 N 03-03-07/90349

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на наем жилого помещения, не подтвержденных документально.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы на командировки, в частности на наем жилого помещения.

При этом согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на наем жилого помещения, не подтвержденные документально, не учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.10.2020 N 03-11-11/90173

Вопрос:

О представлении и заполнении СНТ расчета по страховым взносам при отсутствии выплат физлицам.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) органами управления садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества являются общее собрание его членов, правление товарищества, председатель товарищества, который избирается общим собранием его членов.

В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку на председателя товарищества и правление товарищества (статьи 18 и 19 Федерального закона N 217-ФЗ) возложено выполнение определенных функций на этих выборных должностях, то их деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.

Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту учета Расчет.

Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению Расчетов в случае отсутствия выплат физическим лицам по договорам, указанным в пункте 1 статьи 420 Налогового кодекса.

Представляя Расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном (расчетном) периоде выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный (расчетный) период.

Кроме того, представляемые Расчеты с нулевыми показателями позволяют налоговым органам отделить недобросовестных плательщиков, которые нарушают установленный Налоговым кодексом срок для представления Расчетов, от плательщиков, не производящих в конкретном отчетном периоде выплат и иных вознаграждений физическим лицам и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и, следовательно, не применять к данным плательщикам способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате страховых взносов, установленные статьей 76 Налогового кодекса (в частности, в виде приостановления операций плательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств), а также не привлекать к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса.

Таким образом, в случае отсутствия у садоводческих некоммерческих товариществ выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода они обязаны представить в установленный срок в налоговые органы Расчет с нулевыми показателями.

Вместе с тем в целях снижения административной нагрузки, связанной с представлением в налоговый орган отчетности по страховым взносам, для плательщиков страховых взносов, которые не производят выплаты своим работникам, в настоящее время упрощен порядок заполнения формы Расчета, разработанной ФНС России и согласованной Минфином России.

В частности, форма Расчета, утвержденная приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@", предусматривает для таких плательщиков заполнение:

- титульного листа;

- раздела 1 без приложений, с указанием в строке 001 "Тип плательщика" кода 2 для плательщиков, которые в последние три месяца расчетного (отчетного) периода фактически не осуществляли выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в отношении всех работников), с проставлением во всех строках, где отражаются суммовые показатели, "0" ("ноль") (пункты 2.18 и 4.2 Порядка заполнения Расчета);

- раздела 3 с указанием в подразделе 3.1 данных о каждом физическом лице, с проставлением прочерка в строке 010, а также в строках 120 - 210 подраздела 3.2 (пункт 20.2 Порядка заполнения Расчета).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.10.2020 N 03-15-05/89958

Вопрос:

Об уплате IT-организациями страховых взносов на ОПС с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для их исчисления, при применении пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 "Страховые взносы" Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 425 Кодекса тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 22% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10% свыше установленной предельной величины, если иное не предусмотрено главой 34 "Страховые взносы" Кодекса.

Статьей 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены иные, пониженные, тарифы страховых взносов.

При этом исходя из положений пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов, установленные данной статьей, применяются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.

В частности, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, на период до 2020 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14% (на обязательное пенсионное страхование - 8%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2%, на обязательное медицинское страхование - 4%), а с 2021 года на бессрочный период - в совокупном размере 7,6% (на обязательное пенсионное страхование - 6%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%, на обязательное медицинское страхование - 0,1%) при соблюдении этими организациями условий о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий (не менее 90%), численности работников (не менее 7 человек) и наличии у них документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны (подпункт 3 пункта 1, подпункт 1.1 пункта 2, пункт 5 статьи 427 Кодекса).

Таким образом, по совокупности вышеприведенных норм Кодекса плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Кодекса, в том числе вышеупомянутые организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10% с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, не исчисляют и не уплачивают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2020 N 03-15-06/89539

Вопрос:

Об учете расходов на приобретение материалов при переходе с объекта налогообложения по УСН "доходы" на "доходы минус расходы".

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов) учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

Таким образом, если оплата стоимости материалов произведена налогоплательщиком в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, а материалы получены и списаны в производство после перехода на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, стоимость указанных материалов учитывается при определении налоговой базы по налогу в порядке, установленном подпунктом 5 пункта 1 и абзацем вторым пункта 2 статьи 346.16 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2020 N 03-11-06/2/89944

Вопрос:

С 2016 г. организация арендует по долгосрочному договору (бербоут-чартеру) сроком на пять лет у нерезидента (собственника судна - иностранной организации) морское судно. В ноябре 2019 г. в связи с аварийным случаем (пожаром) произошла полная гибель судна. Организация в марте 2020 г. получила страховое возмещение от страховой компании в связи с гибелью судна. Суммы полученного страхового возмещения организация должна перечислить (возместить) собственнику судна (нерезиденту) в связи с его гибелью.

Должна ли организация выполнить функции налогового агента по налогу на прибыль при выплате нерезиденту - собственнику судна (иностранной организации) сумм полученного страхового возмещения?

Ответ:

Как следует из вопроса, российская организация арендует судно по договору (бербоут-чартер) с собственником судна - иностранной организацией. В результате несчастного случая российская организация должна перечислить собственнику судна сумму страхового возмещения в связи с полной гибелью судна на основании заключенного между ними соглашения о возмещении ущерба.

Пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся также "иные аналогичные доходы".

Сумму ущерба, возмещаемого российской организацией по соглашению о возмещении ущерба с иностранной организацией, следует рассматривать как иные аналогичные доходы иностранной организации, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 286 Кодекса установлено, что, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающую указанный доход налогоплательщику.

Также пунктом 1 статьи 310 Кодекса, регулирующей особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, предусматривается, что налог с доходов в данном случае исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Одновременно сообщается, что при налогообложении перечисленных сумм возмещенного ущерба следует руководствоваться положениями соответствующего международного договора об избежании двойного налогообложения, заключенного Российской Федерацией с иностранным государством, резидентом которого является иностранная организация, получающая доход, при условии представления последней подтверждающих документов, предусмотренных статьей 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2020 N 03-08-05/89744

Вопрос:

Об учете дохода от передачи прав использования программ для ЭВМ в доле доходов от деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 265-ФЗ), вступающей в силу с 01.01.2021, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, с 2021 года устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса в редакции Федерального закона N 265-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2021, одним из условий применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов указанными плательщиками является условие о доле доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации.

Согласно пункту 16 статьи 3.2 "Порядок осуществления конкурентной закупки" Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) под конкурсом в целях Федерального закона N 223-ФЗ понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствуют требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержат лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, доходы, полученные организацией от передачи прав использования программ для ЭВМ, если передаваемые права состоят в предоставлении возможности участия в конкурсных процедурах (подачи заявок), проводимых на электронной торговой площадке в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, на основании пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса, не подлежат включению в долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2020 N 03-15-06/89541

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении процентного дохода, выплачиваемого постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории РФ, другой иностранной организации - заимодавцу.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относится процентный доход по долговым обязательствам российских организаций, а также по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам.

При этом в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указаны также "иные аналогичные доходы". При толковании термина "иные аналогичные доходы" следует учитывать, что в пункте 1 статьи 309 Кодекса приведен общий признак видов доходов иностранной организации, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций, - доход не должен быть связан с предпринимательской деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации. При этом в подпунктах 1 - 9 пункта 1 статьи 309 Кодекса приведен примерный перечень таких доходов. Поскольку все возможные случаи предусмотрены быть не могут, в подпункте 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса указано на аналогичные, то есть также не связанные с предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации, доходы иностранной организации ("пассивные" виды доходов), т.е. по существу указано, что их перечень является открытым.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, законодатель прямо указал в пункте 2 статьи 309 Кодекса перечень операций, доходы по которым не подлежат обложению у иностранных организаций налогом на прибыль организаций, к которым выплаты процентов по кредиту (займу) не относятся.

Исходя из вышеизложенного с учетом положений подпункта 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса проценты, выплачиваемые иностранной организации постоянными представительствами иностранных организаций по займам, кредитам (долговым обязательствам), выданным им для целей осуществления деятельности в Российской Федерации, признаются доходами иностранной организации от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса иностранная организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, обязана исчислить и удержать налог с указанных доходов, полученных иной иностранной организацией.

Одновременно сообщается, что при налогообложении процентных доходов, получаемых иностранными организациями от источников в Российской Федерации, следует учитывать нормы статьи, регулирующей налогообложение процентного дохода, соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения (в случае наличия) при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

При этом отмечается, что, как правило, все международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения содержат положения, закрепляющие принцип, согласно которому государством источника доходов в виде процентов является государство, резидентом которого является лицо - плательщик таких процентов. Однако из этого правила предусмотрено исключение в отношении процентного займа, который имеет очевидную "экономическую связь" с постоянным представительством лица - плательщика процентов, расположенным в другом договаривающемся государстве. Если заем получен для нужд этого представительства и проценты выплачиваются за счет этого представительства, данный пункт устанавливает, что источник дохода в виде процентов находится в договаривающемся государстве, в котором расположено постоянное представительство, без учета резидентства владельца постоянного представительства, даже если он является резидентом третьего государства, что подтверждается пунктом 26 Комментариев к статье 11 Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.10.2020 N 03-08-13/89405