Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 26.02.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронных авиабилетов.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются для целей и налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, соответствующие требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.

НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.01.2021 N 03-03-06/1/1448

Вопрос:

О восстановлении НДС, принятого к вычету по приобретенным объектам недвижимости (объектам ОС), если с момента ввода их в эксплуатацию прошло более 10 лет.

Ответ:

Статьей 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса.

Таким образом, в отношении объектов недвижимости (объектов основных средств), с момента ввода в эксплуатацию которых прошло более 10 лет, у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по этим объектам недвижимости (объектам основных средств).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.01.2021 N 03-07-10/723

Вопрос:

Об условиях освобождения от НДС операций по передаче прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также применения пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организациями.

Ответ:

По налогу на добавленную стоимость

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

При этом абзацем вторым данного подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что положения указанного подпункта 26 не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Таким образом, условиями для освобождения от налога на добавленную стоимость операций по передаче прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных являются включение таких программ и баз данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и соблюдение условий, предусмотренных абзацем вторым подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

По налогу на прибыль организаций

Пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса в редакции Федерального закона установлено, что для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронных вычислительных машин, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для электронных вычислительных машин, базы данных, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.

Условия применения налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, отражены в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При выполнении вышеперечисленных условий налогоплательщики налога на прибыль организаций имеют право применять пониженные ставки по данному налогу.

По страховым взносам

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронных вычислительных машин, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для электронных вычислительных машин, базы данных, с 2021 года устанавливаются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона одним из условий применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов указанными плательщиками является условие о доле доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для электронных вычислительных машин, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для электронных вычислительных машин, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к указанным программам для электронных вычислительных машин и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для электронных вычислительных машин, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для электронных вычислительных машин, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации.

Таким образом, на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий организация вправе учесть, в частности, следующие доходы:

- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), в том числе принадлежащих иным лицам;

- от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению только тех программ для ЭВМ, баз данных, в том числе принадлежащих иным лицам, разработку, или адаптацию, или модификацию которых организация осуществляла, что должно быть документально подтверждено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.01.2021 N 03-07-08/727

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при переоформлении лицензии на пользование участком недр.

Ответ:

В части налога на добавленную стоимость

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для установленных указанной статьей целей.

На основании части первой статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

При этом положениями Закона о недрах возможность передачи лицензии от одного пользователя недр другому не предусмотрена.

В то же время статьей 1.2 Закона о недрах предусмотрено, что права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Переход права пользования участками недр и связанное с таким переходом переоформление лицензий на пользование участками недр регулируются статьей 17.1 Закона о недрах.

Так, согласно данной статье право пользования участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, а также передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом.

При этом одним из условий для передачи права пользования участком недр является передача соответствующему юридическому лицу (новому владельцу лицензии) имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.

Таким образом, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и пункта 1 статьи 39 Кодекса в случае перехода права пользования участком недр и переоформления лицензии на пользование участком недр, связанного с таким переходом, передача товаров, в том числе вышеуказанного имущества, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, от одного юридического лица (прежнего владельца лицензии) к другому юридическому лицу (новому владельцу лицензии) подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, если прежним владельцем лицензии осуществляется передача результатов выполненных работ или оказание услуг новому владельцу лицензии, такие операции также подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В случае если при переходе права пользования участком недр и переоформлении лицензии на пользование участком недр, связанном с таким переходом, сторонами заключаются договоры (соглашения), предусматривающие выплату прежнему владельцу лицензии сумм в размере осуществленных им затрат (государственной пошлины, сбора за участие в конкурсе (аукционе), разового платежа за пользование недрами, а также иных аналогичных затрат), следует учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

На основании пункта 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Таким образом, в случае если денежные средства, поступившие прежнему владельцу лицензии, перечислены новым владельцем лицензии в размере, равном затратам по уплате государственной пошлины, сбора за участие в конкурсе (аукционе), разового платежа за пользование недрами, а также иным аналогичным затратам, то в целях налога на добавленную стоимость рассматривать эти суммы в качестве дохода и, соответственно, учитывать при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость оснований не имеется.

В части налога на прибыль организаций

Согласно подпункту 48.5 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке переходит право пользования участком недр, в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения, в сумме фактических затрат налогоплательщика.

При этом, учитывая положения пункта 1 статьи 325 Кодекса, к расходам, связанным с приобретением лицензии на пользование участком недр, в частности, относятся: расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения; расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения; расходы на разработку технико-экономического обоснования (иных аналогичных работ), проекта освоения месторождения; расходы на приобретение геологической и иной информации; расходы на оплату участия в конкурсе (аукционе).

Произведенная компенсация указанных расходов учитывается для целей налога на прибыль организаций у налогоплательщика, в пользу которого переходит право пользования участком недр, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно.

В свою очередь, организация, являющаяся прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр, получив указанную компенсацию, учитывает ее для целей налога на прибыль организаций единовременно в составе внереализационных доходов.

При этом организация - прежний владелец лицензии на пользование этим участком недр, несмотря на передачу права пользования соответствующим участком недр, в силу пункта 6 статьи 325 Кодекса продолжает учитывать расходы на освоение природных ресурсов в порядке, установленном статьей 325 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.01.2021 N 03-07-11/273

Вопрос:

Об ограничении в госрегистрации лиц, которые ранее при осуществлении предпринимательской деятельности проявили недобросовестность в отношении исполнения своих обязательств.

Ответ:

Положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) определен ряд ограничений в отношении деятельности лиц, которые ранее при осуществлении предпринимательской деятельности проявили недобросовестность в отношении исполнения своих гражданско-правовых и публичных обязательств.

Одним из таких ограничений является отказ в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ.

В частности, в соответствии с подпунктом "о" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек.

При этом в соответствии со статьей 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Также одним из ограничений является отказ в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении лиц, являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

При этом согласно абзацу четвертому подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации не допускается в случае, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесена в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 указанного Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.01.2021 N 03-12-13/363

Вопрос:

О подтверждении расходов документами, оформленными в электронном виде и подписанными квалифицированной электронной подписью, для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.

Таким образом, для целей налога на прибыль организаций расходы, учитываемые для налогообложения, могут быть подтверждены документами, оформленными в электронном виде и подписанными квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении таких документов на бумажном носителе. При этом произведенные расходы должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.01.2021 N 03-03-06/1/42

Вопрос:

О ставке НДС при реализации мясной продукции "Продукт из мяса свинины, бекон варено-копченый".

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2020 N 03-07-07/116138, от 19.11.2020 N 03-07-11/100870

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламу, понесенных российской организацией с участием в ее капитале резидента Германии.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов учитываются расходы на рекламу. При этом к расходам на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся только расходы, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 4 статьи 264 Кодекса, которые учитываются без ограничений.

Расходы на иные виды рекламы являются нормируемыми и подлежат включению в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров, работ, услуг, которая определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 249 Кодекса.

Таким образом, нормы Кодекса разделяют порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов, признаваемых расходами на рекламу в целях главы 25 Кодекса, и расходов на иные виды рекламы.

При этом согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В пункте 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) предусмотрено, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с участием немецкой компании, для целей исчисления налога на прибыль учитываются в полном объеме при условии, что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Соглашение не содержит требований относительно доли участия резидента Германии в капитале российской организации для учета затрат на рекламу без ограничений, установленных Кодексом.

В рамках статьи 25 Соглашения компетентными органами государств было достигнуто обоюдное понимание того, что нормы пункта 3 Протокола к Соглашению применению не подлежат, в случае если отсутствует реальное экономическое основание для такого участия и когда такое участие в капитале осуществляется исключительно для получения преимуществ, предусмотренных в пункте 3 Протокола.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Таким образом, с учетом вышеизложенного расходы на рекламу, в том числе подлежащие в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Кодекса по национальному законодательству нормированию, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в полном объеме (без учета ограничений, установленных статьей 264 Кодекса) при условии, что они соответствуют требованиям пункта 3 Протокола касательно участия в капитале российской организации немецкого резидента, а вычет расходов на рекламу не превышает сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2020 N 03-08-05/115635

Вопрос:

О представлении документов, подтверждающих прибыль (убыток) КИК, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса.

Согласно положениям статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается величина прибыли (убытка) этой компании, определенная одним из следующих способов: по данным ее финансовой отчетности или по правилам, установленным главой 25 Кодекса для налогоплательщиков - российских организаций.

В соответствии с пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса налогоплательщик - контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:

1) финансовая отчетность контролируемой иностранной компании, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

2) аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, указанной в подпункте 1 пункта 5 статьи 25.15 Кодекса, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании в налоговой базе налогоплательщика - контролирующего лица по налогу на прибыль организаций вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2020 N 03-12-11/2/115454

Вопрос:

О принятии к вычету НДС, уплаченного при ввозе в РФ медицинских изделий.

Ответ:

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет товаров и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе.

Таким образом, налогоплательщик вправе принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию, в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2020 N 03-07-08/115447