Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 12.03.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении иностранным брокером вознаграждения за оказание посреднических услуг российской организации - страхователя (перестрахователя).

Ответ:

Положениями статьи 967 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован в качестве страхователя полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования. Страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования, считается в этом последнем договоре перестрахователем.

Одновременно положениями пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) предусмотрено следующее: "Перестрахование - деятельность по страхованию одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате". Согласно условиям пункта 2 статьи 13 Закона N 4015-1 "перестрахование осуществляется на основании договора перестрахования, заключаемого между перестрахователем и перестраховщиком в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации".

Согласно пункту 11 статьи 13 Закона N 4015-1 иностранные страховые и (или) перестраховочные организации, получившие в соответствии с национальным законодательством страны, где они учреждены, право на осуществление перестраховочной деятельности, вправе осуществлять перестрахование обязательств российских страховщиков по страховым выплатам по заключенным ими основным договорам страхования (части таких обязательств).

Согласно положениям абзаца первого пункта 6 статьи 8 Закона N 4015-1 страховые брокеры вправе осуществлять посредническую деятельность, которая включает в себя в том числе деятельность по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров перестрахования от имени и за счет страхователей (перестрахователей) или страховщиков (перестраховщиков). При этом посредническая деятельность иностранных страховых брокеров на территории Российской Федерации по перестрахованию допускается (пункт 7 статьи 8 Закона N 4015-1).

Учитывая вышеизложенные положения, указанные в абзаце первом пункта 6 статьи 8 Закона N 4015-1 посреднические услуги (полностью или в части) могут быть оказаны в рамках одного договора перестрахования или от имени и за счет перестрахователя, или от имени и за счет перестраховщика, и, соответственно, вознаграждение за такие услуги может быть получено страховым брокером или от перестрахователя, или от перестраховщика (в зависимости от того, с кем страховым брокером заключен договор на оказание услуг).

Кроме того, согласно абзацу второму пункта 6 статьи 8 Закона N 4015-1, в случае если страховой брокер осуществляет посредническую деятельность в интересах страховщика, он обязан уведомить об этом страхователя и не вправе получать вознаграждение за оказанную услугу по одному договору страхования и от страховщика, и от страхователя.

Учитывая положения статьи 967 ГК РФ, абзаца первого пункта 6 статьи 8, пунктов 1, 2 и 11 статьи 13 Закона N 4015-1 в их взаимосвязи, условия абзаца второго пункта 6 статьи 8 Закона N 4015-1 распространяются и на договор перестрахования и, соответственно, при оказании посреднической деятельности в интересах перестраховщика страховой брокер также обязан уведомить об этом перестрахователя и не вправе получать вознаграждение и от перестраховщика, и от перестрахователя за оказанную услугу по заключенному договору перестрахования.

Следуя указанным нормам, представляется, что российский страховщик (перестрахователь) должен быть проинформирован страховым брокером об осуществлении посреднической деятельности в интересах иностранного страховщика (перестраховщика).

В случае осуществления страховым брокером посреднической деятельности от имени и за счет российского страховщика (перестрахователя) стоимость услуг (размер вознаграждения) страхового брокера указывается в договоре об оказании услуг страхового брокера.

В случае осуществления страховым брокером посреднической деятельности в интересах иностранного страховщика (перестраховщика) информация о его вознаграждении не является предметом согласования с российским страховщиком (перестрахователем), который перечисляет на счет такого страхового брокера перестраховочную премию.

В соответствии с нормами статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, а для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со статьей 309 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, доход иностранного брокера в виде вознаграждения за оказание посреднических услуг российской организации - страхователя (перестрахователя) не подлежит налогообложению в Российской Федерации при условии, что такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что при налогообложении доходов иностранных компаний следует учитывать положения соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения в силу норм статьи 7 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2020 N 03-08-05/113176

Вопрос:

Об НДС при реализации организацией банку драгоценных металлов, ранее приобретенных у данного банка и учитываемых банком на обезличенном металлическом счете.

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками Центральному банку Российской Федерации и банкам освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В связи с этим организацией налог на добавленную стоимость при реализации банку драгоценных металлов, ранее приобретенных этой организацией у данного банка и учитываемых банком на обезличенном металлическом счете, не исчисляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2020 N 03-07-05/111473

Вопрос:

Об определении срока непрерывного владения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале иностранной организации в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль при выплате дивидендов.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая ставка 0 процентов применяется к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом, в случае если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная указанным подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Из вышеприведенной нормы статьи 284 Кодекса следует, что одним из условий применения нулевой ставки налога на прибыль к получаемым российской организацией доходам в виде дивидендов является непрерывное владение ею на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды иностранной организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, условие о непрерывном владении на праве собственности не менее чем 50-процентной долей в уставном капитале в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса связано с моментом возникновения у налогоплательщика - российской организации права собственности на имущество в виде акций такой иностранной организации в соответствии с ГК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2020 N 03-03-06/1/111426

Вопрос:

Об учете организацией-комиссионером доходов и расходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (статья 996 ГК РФ).

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Пунктом 9 статьи 270 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Расходы комиссионера, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, если такие затраты подлежат включению в состав расходов комитента, не учитываются в составе расходов комиссионера.

Если комиссионер осуществляет расходы, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, которые в соответствии с договором не должны возмещаться комитентом, то подобные расходы учитываются при налогообложении прибыли у комиссионера.

Таким образом, налоговый учет доходов и расходов организации-комиссионера предопределяется условиями заключенного договора комиссии.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2020 N 03-03-06/1/111275

Вопрос:

О применении организацией ККТ при получении денежных средств в безналичном порядке за услуги.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при получении денежных средств в безналичном порядке за услуги организация обязана применять контрольно-кассовую технику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2020 N 03-01-15/111195

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение векселя.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой.

Правовой статус данной ценной бумаги определяется Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" и Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341.

В соответствии со статьями 1 и 75 Положения о переводном и простом векселе, введенного в действие Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341, вексель содержит простое и ничем не обусловленное обещание векселедателя (простой вексель) или его предложение другому лицу (переводный вексель) уплатить указанную в нем сумму в обусловленный срок.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а расходы - из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ.

Ценные бумаги принимаются к налоговому учету по стоимости, определяемой в соответствии со статьями 280 и 329 НК РФ, которая отражается в соответствующем регистре налогового учета на дату их приобретения.

В соответствии с пунктом 16 статьи 280 НК РФ по необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено названным пунктом.

При этом в силу пункта 29 статьи 280 НК РФ положения подпунктов 2 и 3 пункта 12 и пунктов 14 - 17 и 19 статьи 280 НК РФ в части определения цен ценных бумаг (инвестиционных паев) в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ.

В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.

Таким образом, расходы на приобретение необращающихся ценных бумаг для целей главы 25 НК РФ определяются налогоплательщиком в зависимости от того, признается ли сделка по их приобретению контролируемой в соответствии с разделом V.1 НК РФ. Если не признается, то при определении расходов на приобретение ценных бумаг применяется фактическая цена сделок.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2020 N 03-03-06/2/110689

Вопрос:

О документах, подтверждающих основания отнесения задолженности к безнадежной в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налога на прибыль организаций к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными ко взысканию) установлен пунктом 2 статьи 266 Кодекса и является закрытым.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая указанное, в общем случае документы, подтверждающие основания отнесения задолженности к безнадежной для целей статьи 266 НК РФ, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При этом НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2020 N 03-03-06/1/110632

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов (доходов) при передаче имущества (включая денежные средства) на безвозмездной основе некоммерческим организациям.

Ответ:

Согласно положениям подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01.01.2020 к внереализационным расходам для целей налогообложения налогом на прибыль организаций относятся расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного отдельным категориям некоммерческих организаций, которые в том числе должны быть включены в соответствующие реестры.

При этом для целей указанной нормы НК РФ определено два вида реестров некоммерческих организаций, порядок ведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации:

реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906, а Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 11.06.2020 N 847.

Таким образом, норму подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ налогоплательщики вправе применять в отношении расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), в случае если такое имущество безвозмездно передано, в частности, тем некоммерческим организациям, которые включены в реестры, положения о которых утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации N 906 и N 847.

При этом в случае если некоммерческими организациями, указанными в подпункте 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ, имущество (включая денежные средства) безвозмездно получено в качестве пожертвования в соответствии с требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации либо на осуществление благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", то его стоимость в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль у данных организаций не учитывается на основании подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2020 N 03-03-06/3/110568

Вопрос:

О признании выручки от реализации коммунальных услуг при применении метода начисления в целях налога на прибыль и о применении НДС в отношении таких услуг.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Согласно пункту 2 статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах, в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

При применении налогоплательщиком метода начисления датой получения дохода от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

При этом под реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (пункт 1 статьи 39 НК РФ).

Таким образом, при применении метода начисления выручка от реализации коммунальной услуги подлежит признанию в целях налогообложения прибыли организаций на дату оказания услуги.

При этом при отсутствии приборов учета выручка от реализации коммунальной услуги подлежит признанию в суммах, исчисленных исходя из установленных месячных объемов и нормативов потребления коммунальной услуги.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг сообщается.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, при оказании коммунальных услуг налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости фактически оказанных услуг, определяемой в вышеуказанном порядке.

На основании пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В связи с этим, в случае если оплата коммунальных услуг производится равномерно в течение календарного года, денежные средства (плата), полученные налогоплательщиком в части, не являющейся оплатой услуг, фактически оказанных в предыдущих налоговых периодах, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 14 статьи 167 НК РФ в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. При этом на основании пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по оплате, частичной оплате, подлежит вычету после даты фактического оказания коммунальных услуг в размере, не превышающем суммы налога, исчисленной со стоимости услуг, фактически оказанных в последующих налоговых периодах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.12.2020 N 03-03-06/3/107143

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на выплату выходного пособия при увольнении работника.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, предусмотренном частью второй статьи 178 ТК РФ, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.

Учитывая изложенное, в случае если выплата выходного пособия при увольнении сотрудника соответствует нормам ТК РФ, то такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.11.2020 N 03-03-07/100489

=============================================================================