Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 30.04.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль дебиторской задолженности, выраженной в валюте, и о формировании резерва по сомнительным долгам в отношении такой задолженности.

Ответ:

В части налогового учета дебиторской задолженности в валюте сообщается, что на основании пункта 8 статьи 271 и пункта 10 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Таким образом, при наличии у организации дебиторской задолженности в валюте ее переоценка и включение в состав внереализационных доходов (расходов) результатов такой переоценки производятся в установленном НК РФ порядке.

В части формирования резерва по сомнительным долгам сообщается, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ).

На основании пункта 3 статьи 266 НК РФ суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ.

Одновременно следует понимать, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Таким образом, сумма резерва по сомнительным долгам для целей статьи 266 НК РФ определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. При проведении инвентаризации суммы дебиторской задолженности в валюте учитываются в рублевом эквиваленте в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете на дату проведения инвентаризации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2021 N 03-03-06/1/14960

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль застройщиком доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках договоров участия в долевом строительстве.

Ответ:

Порядок учета доходов и расходов организации-застройщика, полученных и понесенных за счет средств дольщиков, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах, установлен соответствующими положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Также в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств в целях указанной главы НК РФ признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные положения внесены в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2020.

Порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен положениями пункта 1 статьи 54 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2021 N 03-03-06/1/14938

Вопрос:

О ставке НДС в отношении работ по технологическому присоединению к электрическим сетям, выполненных после 01.01.2019, и учете в целях налога на прибыль НДС, предъявленного покупателю.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 3 статьи 164 Кодекса в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено, что с 1 января 2019 года налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Кодекса. При этом согласно пункту 4 статьи 5 данного Федерального закона ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

В связи с этим налогообложение налогом на добавленную стоимость работ по технологическому присоединению к электрическим сетям, выполненных после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты, производится по налоговой ставке в размере 20 процентов.

На основании пункта 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате соответствующую сумму налога на добавленную стоимость покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, в отношении работ по технологическому присоединению к электрическим сетям, выполненных налогоплательщиком после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты, налогоплательщику следует предъявлять к уплате заказчику этих работ соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную исходя из налоговой ставки в размере 20 процентов.

Что касается применения налога на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Пунктом 19 статьи 270 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом.

В связи с этим в случае если сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается в бюджет за счет собственных средств, то такая сумма налога в целях налогообложения прибыли не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2021 N 03-07-11/13877

Вопрос:

О лице, имеющем право на обжалование от имени налогоплательщика-организации решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.

Ответ:

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27 Кодекса).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом (пункты 1 и 3 статьи 29 Кодекса).

Таким образом, физическое лицо, не являясь ни законным представителем, ни уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, не наделено правом на обжалование от имени налогоплательщика-организации решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки этого налогоплательщика-организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2021 N 03-02-11/13746

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием в результате реорганизации, а также о начислении амортизации.

Ответ:

Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (статьи 113, 114, 294, 295) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).

Согласно статье 31 Закона N 161-ФЗ при присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Что касается начисления унитарным предприятием амортизации в отношении имущества, полученного при реорганизации от присоединенного к нему другого унитарного предприятия, то положения статьи 256 НК РФ не ограничивают унитарное предприятие в возможности начисления амортизации по указанному имуществу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2021 N 03-03-06/1/13538

Вопрос:

Инспекциям разрешили предупреждать налогоплательщиков о том, что собираются приостановить операции по их счетам. Вот только не во всех случаях, а только если организация или бизнесмен вовремя не представит декларацию, расчет по взносам или 6-НДФЛ. Поэтому при иных обстоятельствах налоговики не будут высылать уведомление.

Предупреждающие письма инспекторы будут высылать в форме уведомлений "не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения, предусмотренного пп. 1 п. 3 или п. 3.2 настоящей статьи" (п. 3.3 ст. 76 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)). Вместе с тем из содержания пп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ следует, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в следующих случаях:

- в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом;

- в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган - в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

С какого момента отсчитывать срок, в течение которого инспекторы будут высылать уведомления? Как правильно интерпретировать формулировку "не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения"?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3.3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) налоговый орган вправе направить налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление о неисполнении обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) не позднее чем в течение 14 дней до дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 или пунктом 3.2 указанной статьи.

Подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 3.2 статьи 76 Кодекса в редакции Федерального закона предусмотрено, что решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может приниматься налоговым органом:

в случае непредставления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного подпунктом 1 пункта 3 указанной статьи;

в случае непредставления налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам), в налоговый орган - в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Из рассматриваемых положений следует, что налоговым органом может быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) уведомление, то есть предупреждение о принятии решения о приостановлении операций по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае неисполнения им обязанности по представлению налоговой декларации (расчета).

Решение о приостановлении операций по счетам и переводов электронных денежных средств может быть принято налоговым органом по истечении 14 рабочих дней со дня направления указанного уведомления соответствующему лицу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2021 N 03-02-11/13505

Вопрос:

Действующим законодательством для подписания электронных документов предусмотрено применение подписей трех видов: простой, усиленной неквалифицированной и усиленной квалифицированной.

В силу п. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. Однако стандарт, положения которого определяли бы, какой подписью необходимо подписывать электронные первичные документы, не принят.

Достаточно ли для фиксации фактов хозяйственной деятельности и отражения в бухгалтерском учете и в целях налога на прибыль оформления первичных документов с использованием простой ЭЦП?

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

При этом подпунктом 4 пункта 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, в частности, что виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета.

В этой связи до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" вид электронной подписи.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2021 N 03-03-06/1/13409

Вопрос:

О признании дебиторской задолженности организации, исключенной из ЕГРЮЛ, безнадежной в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа установлен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Из положений пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

Из положений пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон N 129-ФЗ не относят указанные организации к недействующим юридическим лицам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются, в частности, те долги перед налогоплательщиком, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие ликвидации организации.

Вместе с тем правовые последствия, установленные пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ, распространяются только на недействующие юридические лица, которые исключаются регистрирующим органом из ЕГРЮЛ на основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ (данная позиция подтверждается определениями Судебных коллегий по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795 по делу N А28-730/2017 и от 12.02.2019 N 304-КГ18-18451 по делу N А46-24009/2017).

Учитывая вышеуказанное, дебиторская задолженность должника, исключенного из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли по основанию ликвидации должника.

При этом ничто не препятствует налогоплательщику признать дебиторскую задолженность организации, исключенной из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, безнадежной по иным основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2021 N 03-03-06/1/13404

Вопрос:

О налоге на прибыль в случае получения имущества при погашении инвестиционного пая ПИФа.

Ответ:

При погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда налогоплательщик (учредитель доверительного управления) определяет доходы и расходы, учитываемые при определении соответствующей налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке, предусмотренном статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В случае получения имущества при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда определять стоимость такого имущества в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 277 Кодекса, некорректно, поскольку соответствующее положение пункта 2 статьи 277 Кодекса относится к имуществу, полученному акционером (участником) при выходе (выбытии) или при ликвидации организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2021 N 03-03-06/1/13388

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате иностранной организации дохода от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности через российскую организацию - торгового посредника.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, в валюте выплаты дохода.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса по ставке в размере 20 процентов.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные положения Кодекса и учитывая, что в рассматриваемом случае банк выплачивает доход иностранной организации через российскую организацию, которая является авторизованным торговым посредником этой иностранной организации, в указанной ситуации обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с указанного дохода иностранной организации возложена на такую российскую организацию - посредника. Учитывая, что банк не выплачивает доход непосредственно иностранной организации, указанный банк не является налоговым агентом в отношении указанного дохода в рассматриваемой ситуации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.02.2021 N 03-08-05/13118