Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 17.09.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О квалификации дохода резидента Канады в качестве дохода от авторских прав и лицензий за использование (предоставление) права использования компьютерных программ в целях налогообложения.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.10.1995 (далее - Соглашение) доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель фактически имеет право на доходы от авторских прав и лицензий, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

При этом пунктом 3 статьи 12 Соглашения установлено, что положения пункта 2 не распространяются на:

(a) доходы от использования авторских прав и другие подобные выплаты, связанные с созданием или воспроизведением любого литературного, драматического, музыкального или другого художественного произведения (исключая такие доходы от создания кинофильмов, работ по созданию фильмов, или видеопленок, или других средств воспроизведения для телевещания);

(b) доходы от авторских прав и лицензий за использование или предоставление права использования компьютерных программ и

(c) если плательщик и фактический получатель таких доходов от авторских прав и лицензий не связаны между собой, доходы за использование или предоставление права использования любого патента или любой информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта (но за исключением любой информации, предоставляемой в соответствии с соглашением об аренде или особых привилегиях), возникающие в одном Договаривающемся Государстве и уплаченные лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, которое является их фактическим получателем, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.

Следует отметить, что каждый из вышеуказанных подпунктов "a", "b" и "c" пункта 3 статьи 12 Соглашения является самостоятельным, независимым основанием для освобождения указанных в них видов доходов от налогообложения в государстве-источнике, что подтверждается редакциями текстов Соглашения на английском и французском языках, имеющими одинаковую силу с текстом Соглашения на русском языке.

Таким образом, правомерность применения подпункта "b" пункта 3 статьи 12 Соглашения к доходам налогового резидента Канады определяется соблюдением условия, установленного данным подпунктом, в части соответствия получаемого дохода виду дохода, указанному в данном подпункте, то есть если доход налогового резидента Канады может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий за использование или предоставление права использования компьютерных программ.

Вышеуказанные положения Соглашения применяются при условии представления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-08-05/67799

Вопрос:

Об учете расходов в виде комиссии депозитария, брокера и биржи при реализации (ином выбытии) ценных бумаг в целях налога на прибыль.

Ответ:

Плательщики налога на прибыль организаций перечислены в пункте 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Ими являются организации.

Одновременно сообщается, что особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами определены статьей 280 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 280 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение).

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и затрат на ее реализацию.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 7 статьи 272 НК РФ по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.

Учитывая указанное, налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется при их реализации (погашении) или ином выбытии. Расходы в виде комиссии депозитария, брокера и биржи являются расходами, связанными с приобретением ценных бумаг, и учитываются для целей налогообложения в момент их реализации (погашения) или иного выбытия.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-03-07/67751

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекультивацию земель на промышленно освоенных и введенных в эксплуатацию месторождениях.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются, в частности, расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 Кодекса.

На основании статьи 261 Кодекса к расходам на освоение природных ресурсов относятся исключительно те расходы, которые ограничены геологическим изучением недр, разведкой полезных ископаемых, проведением работ подготовительного характера. Следовательно, к расходам на освоение природных ресурсов относятся те расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, которые понесены в рамках геологического изучения недр, разведки полезных ископаемых, проведения работ подготовительного характера.

Таким образом, расходы по рекультивации земель, которая проведена на промышленно освоенных и введенных в эксплуатацию месторождениях, не отвечают требованиям, предъявляемым к расходам, используемым в статье 261 Кодекса, следовательно, приравниваются для целей налогообложения к материальным расходам на основании подпункта 1 пункта 7 статьи 254 Кодекса.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67714

Вопрос:

О начислении в целях налога на прибыль амортизации по ОС, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат госрегистрации.

Ответ:

До 01.01.2013 пунктом 11 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) было предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 206-ФЗ), с 01.01.2013 пункт 11 статьи 258 Кодекса утратил силу.

При этом согласно пункту 4 статьи 259 Кодекса (в редакции Закона N 206-ФЗ) с 01.01.2013 начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

Указанные выше изменения, внесенные Законом N 206-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2013 и не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 01.12.2012, исходя из положений статьи 3.1 Закона N 206-ФЗ.

Учитывая изложенное, по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент подачи документов на регистрацию указанных прав).

Дополнительно отмечается, что глава 25 Кодекса не содержит положений, позволяющих при определении нормы амортизации уменьшить срок полезного использования основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.12.2012, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на срок их фактической эксплуатации, ограниченный месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2021 N 03-03-06/1/67713

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной, в том числе в связи с истечением срока исковой давности, ликвидацией юрлица (должника).

Ответ:

Задолженность перед кредитором может быть признана безнадежной по основаниям, перечисленным в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Вышеуказанные основания соотносятся с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) о сроке исковой давности, а также об основаниях прекращения обязательств в соответствии с гражданским законодательством.

Учитывая указанное, безнадежными долгами для целей главы 25 Налогового кодекса признаются, в частности:

долги, по которым истек установленный срок исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 Гражданского кодекса);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 Гражданского кодекса). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (статья 419 Гражданского кодекса).

Таким образом, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса оснований в отдельности.

В части признания задолженности безнадежной по основанию истечения срока исковой давности сообщается, что порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" части первой Гражданского кодекса.

По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями Гражданского кодекса, списанная задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 Налогового кодекса).

Исчисление срока исковой давности производится налогоплательщиком в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Что касается признания задолженности безнадежной в связи с ликвидацией юридического лица (должника), сообщается, что согласно статье 419 Гражданского кодекса обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

На основании пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Учитывая изложенное, дебиторская задолженность ликвидированного должника может быть признана для целей налогообложения прибыли безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота на дату исключения такой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2021 N 03-03-06/1/66832

Вопрос:

Об установлении субъектами РФ права на применение инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на НИОКР.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять не более 90 процентов суммы расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса.

При этом инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпункте 6 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применяется в отношении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений с учетом положений пункта 6 статьи 286.1 Кодекса (пункт 4 статьи 286.1 Кодекса).

На основании подпункта 15 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса законом субъекта Российской Федерации устанавливается право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпункте 6 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применительно к объектам амортизируемого имущества, амортизация по которым учитывается в составе указанных расходов, и (или) работникам, расходы на оплату труда которых учитываются в составе указанных расходов, относящимся к организации или ее обособленным подразделениям, расположенным на территории этого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при установлении права на инвестиционный налоговый вычет в виде единой совокупности расходов, указанных в подпункте 6 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, субъекту Российской Федерации необходимо понимать, что такой вычет применяется в отношении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений. При этом принадлежность научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок к организации или к ее обособленному подразделению определяется исходя из отнесения к организации или к ее обособленному подразделению объектов амортизируемого имущества (работников), амортизация (расходы на оплату труда) по которым учитывается в составе расходов на соответствующие научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Кроме того, подпунктами 16 - 18 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса определено, что законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться:

предельный размер расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, учитываемых при определении инвестиционного налогового вычета;

категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение указанного инвестиционного налогового вычета;

виды научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в отношении расходов на осуществление которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение указанного инвестиционного налогового вычета.

На основании вышеизложенного субъект Российской Федерации наделен полномочиями на установление права налогоплательщика на применение инвестиционного налогового вычета в отношении совокупности расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 262 Кодекса. При установлении указанного права субъект Российской Федерации также вправе устанавливать предельный размер указанных расходов, категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) соответствующее право, а также виды научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, расходы по которым учитываются в составе инвестиционного налогового вычета.

Дополнительно отмечается, что иных полномочий субъектов Российской Федерации, связанных с установлением права налогоплательщика на применение инвестиционного налогового вычета в виде указанных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, в том числе полномочий по установлению права на применение данного вычета в отношении отдельных расходов, Кодексом не предусмотрено.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2021 N 03-03-05/66753

Вопрос:

О перерасчете налоговой базы и суммы налога при обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений).

Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в случае, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.08.2021 N 03-02-11/65327

Вопрос:

Об НДС при реализации ФГУП права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.

Особенностей уплаты налога на добавленную стоимость при реализации федеральными государственными унитарными предприятиями прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 Кодекса не установлено. В связи с этим при реализации вышеназванных прав налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются федеральные государственные унитарные предприятия и, соответственно, покупатели таких прав налоговыми агентами не признаются.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.08.2021 N 03-07-11/65170

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов от предпринимательской деятельности российской организации, приводящей к образованию постоянного представительства в Казахстане.

Ответ:

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Согласно пункту 1 статьи 5 Конвенции термин "постоянное учреждение (представительство)" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.

Учитывая вышеизложенное, прибыль от осуществления предпринимательской деятельности российской организации подлежит налогообложению в Казахстане в случае, если такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства на территории Республики Казахстан.

Вместе с тем нормами пункта 6 статьи 10 Конвенции предусмотрено, что прибыль компании, которая является резидентом одного договаривающегося государства и осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение, после обложения налогом по статье 7 Конвенции может облагаться налогом на оставшуюся часть в том договаривающемся государстве, в котором расположено постоянное учреждение, в соответствии с законодательством этого государства при условии, что ставка налога, взимаемого таким образом, не должна превышать 10 процентов.

Таким образом, положения пункта 6 статьи 10 Конвенции применяются к прибыли российской организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан через постоянное учреждение, в случае если налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрено взимание корпоративного подоходного налога с чистого дохода юридического лица - нерезидента, ведущего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

При этом пунктом 2 статьи 23 Конвенции установлено, что в России двойное налогообложение будет устраняться следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогом в Казахстане, сумма налога на этот доход или капитал, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России в соответствии с ее налоговыми законами и правилами.

Согласно пункту 1 статьи 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога на прибыль, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента. Подтверждение, указанное в данном пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.

Из указанного следует, что зачитываемая при уплате налога на прибыль в Российской Федерации сумма иностранного налога ограничена размерами налога, исчисленного по правилам главы 25 Кодекса с соответствующей суммы полученной за пределами Российской Федерации прибыли.

При этом российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, при условии наличия подтверждающих документов об уплате (удержании) налога на территории иностранного государства.

Кроме того, положения Конвенции не распространяются на налог на чистый доход, взимаемый на территории Республики Казахстан, в силу статьи 2 Конвенции.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.08.2021 N 03-08-05/64902

Вопрос:

Об учете застройщиком в целях налога на прибыль доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках договоров участия в долевом строительстве.

Ответ:

Согласно статье 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

Порядок учета доходов и расходов организации-застройщика, полученных и понесенных за счет средств дольщиков, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах, установлен соответствующими положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

При этом согласно положениям указанного подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, в соответствии с которыми к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу.

Использованием по целевому назначению этих средств в целях указанной главы Кодекса признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Статьей 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) установлен перечень целей, на которые застройщик может использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору. Этот перечень является закрытым.

Таким образом, расходы застройщика, произведенные в рамках целевого финансирования и соответствующие перечню, установленному Федеральным законом N 214-ФЗ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.08.2021 N 03-03-06/1/64832