Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 08.10.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу пункта 2 статьи 11 Кодекса признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с пунктом 9 статьи 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет соответствующую деятельность.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.07.2021 N 03-02-11/61399

Вопрос:

О принятии к вычету НДС, предъявленного по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для выполнения НИОКР, в том числе за счет собственных средств.

Ответ:

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые организациями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае приобретения их для выполнения работ, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе за счет собственных средств, вычету не подлежат.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.07.2021 N 03-07-07/61319

Вопрос:

Об НДС в отношении операций, связанных с передачей (выделом) имущества.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе обмен товарами), а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

В то же время на основании подпунктов 5, 6 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость:

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.07.2021 N 03-07-14/61170

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату дополнительных отпусков работников.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.

При этом на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ в расходах для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

Учитывая указанное, если дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, то расходы, связанные с ними, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ. В противном случае такие затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.07.2021 N 03-03-06/1/61146

Вопрос:

В соответствии с п. 3.2 ст. 23 НК РФ иностранные организации (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию оказания в электронной форме услуг, указанных в ст. 174.2 НК РФ) обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации превышает 5 процентов.

С учетом изложенного распространяется ли требование, предусмотренное п. 3.2 ст. 23 НК РФ, на иностранные организации, которые состоят на налоговом учете одновременно по следующим основаниям:

- оказание в электронной форме услуг, указанных в ст. 174.2 НК РФ;

- открытие корреспондентского счета в российской кредитной организации?

Ответ:

Пунктом 3.2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что иностранные организации (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса), а также иностранные структуры без образования юридического лица помимо обязанностей, предусмотренных указанной статьей, обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.

Таким образом, обязанность, предусмотренная пунктом 3.2 статьи 23 Кодекса, не распространяется на иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса.

Соответственно, если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе по нескольким основаниям (одно из которых предусмотрено пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса), такая иностранная организация исполняет обязанность, предусмотренную пунктом 3.2 статьи 23 Кодекса, в общеустановленном порядке.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.07.2021 N 03-02-11/59801

Вопрос:

У Акционерного общества (далее - Общество) возникли вопросы, касающиеся применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) согласно пп. 12.2 п. 2 ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в отношении услуг инвестиционного консультирования, оказываемых брокером.

Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг и имеет лицензию на осуществление брокерской деятельности. Также Общество осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и включено Банком России в единый реестр инвестиционных советников.

Общество планирует заключать договоры инвестиционного советника об оказании консультационных услуг клиентам в отношении инвестирования в ценные бумаги и другие финансовые инструменты путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

При этом данные услуги планируется оказывать как в отношении ценных бумаг (прочих финансовых инструментов), которые находятся на брокерском обслуживании Общества на основании заключенных с клиентами договоров о брокерском обслуживании, так и в отношении ценных бумаг (прочих финансовых инструментов), в отношении которых у Общества отсутствуют брокерские договоры с клиентами ввиду обслуживания данных ценных бумаг (финансовых инструментов) иными брокерами или клиентами самостоятельно.

В соответствии с пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми брокерами в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации).

В соответствии с разд. 1 данного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 761, среди услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности брокерами и реализация которых освобождается от обложения НДС, предусмотрены услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Налоговая льгота по пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ была введена для участников финансового рынка РФ Федеральным законом от 28.07.2012 N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Как отмечалось в Основных направлениях налоговой политики, финансовые услуги российских лиц на 18% дороже, чем у иностранных конкурентов. В целях повышения конкурентоспособности российских организаций, оказывающих финансовые услуги, может быть определен перечень конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые можно освободить от налога на добавленную стоимость: брокерские, депозитарные, услуги управляющих активами, услуги андеррайтинга.

Таким образом, рассматриваемая льгота по НДС была введена законодателем в целях повышения конкурентоспособности российских финансовых услуг по сравнению с иностранными. При этом услуги по инвестиционному консультированию были официально формализованы на российском финансовом рынке значительно позже введения рассматриваемой льготы по НДС (в декабре 2017 г., ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). При этом их приобретение российскими клиентами у иностранных лиц осуществлялось и осуществляется без НДС.

На основании изложенного верно ли, что:

1) услуги по инвестиционному консультированию в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", которые оказываются брокером, освобождаются от обложения НДС;

2) данные услуги брокера освобождаются от НДС независимо от того, оказываются ли они в отношении ценных бумаг (финансовых инструментов), в отношении которых заключен брокерский договор, или нет?

Ответ:

На основании абзаца третьего подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и раздела 1 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, консультационные услуги в отношении ценных бумаг и услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона N 39-ФЗ деятельностью по инвестиционному консультированию признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. При этом пунктом 2 данной статьи Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по инвестиционному консультированию, именуется инвестиционным советником. Инвестиционным советником может быть юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников.

При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышепоименованных услуг по инвестиционному консультированию применяется при условии непосредственного оказания данных услуг брокером, включенным в единый реестр инвестиционных советников.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2021 N 03-07-07/58582

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на оплату парковочного места.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом положения Кодекса не устанавливают конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивают налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, установленный статьей 264 Кодекса, является открытым. При этом на основании подпункта 11 пункта 1 указанной статьи Кодекса к таким расходам, в частности, отнесены расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Оправдательным документом в отношении расходов по оплате парковочного места может служить отчет об операциях по парковочному счету, в котором указаны место парковки транспортного средства с привязкой ко времени (дате) окончания и начала движения транспортного средства и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства в производственных целях на соответствующем маршруте (путевой лист).

Учитывая изложенное, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае оформления их документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.07.2021 N 03-03-06/1/56783

Вопрос:

В силу п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В силу ст. 1235 Гражданского кодекса РФ, а также пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ передачу, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, также можно отнести к реализации товаров, услуг на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1235 ГК РФ, пп. 12 п. 1 ст. 164 и п. 12 ст. 165 НК РФ, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2006 N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации" в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, включенными в Перечень, установленный Приказом МИД России N 3913, Минфина России N 19н от 24.03.2014 "Об утверждении Перечня международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации на основании положений международных договоров Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации" (далее также - Приказ МИД России N 3913, Минфина России N 19н), предусматривается применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и, следовательно, освобождение от налога на добавленную стоимость.

На основании вышеизложенного применяется ли налоговая ставка в размере 0 (ноль) процентов по налогу на добавленную стоимость при передаче и (или) предоставлении налогоплательщиком, являющимся российской организацией, лицензий, авторских прав или иных аналогичных прав на программное обеспечение международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, включенным в перечень, установленный Приказом МИД России N 3913, Минфина России N 19н, для официального использования таких лицензий, авторских прав или аналогичных прав на программное обеспечение?

Ответ:

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации.

В целях применения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса с учетом положений статьи 148 и пункта 1 статьи 174.2 Кодекса операции по передаче прав относятся к операциям по оказанию услуг.

Учитывая изложенное, при реализации российской организацией лицензий, авторских прав, прав на программное обеспечение для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в соответствии с порядком, установленным пунктом 12 статьи 165 Кодекса.

Перечень международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации на основании положений международных договоров Российской Федерации, предусматривающих освобождение от налога на добавленную стоимость, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость 0 процентов, утвержден приказом МИД России N 3913 и Минфина России N 19н от 24 марта 2014 года.

В случае если российская организация реализует для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, исключительные права на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, права на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, то данные операции на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2021 N 03-07-08/48029

Вопрос:

О налоге на прибыль и НДС при приобретении (передаче) прав на программное обеспечение.

Ответ:

В части налога на прибыль организаций

Порядок признания доходов и расходов при методе начисления установлен статьями 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Пунктом 1 статьи 271 Кодекса установлено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса.

При этом в подпункте 3 пункта 4 статьи 271 Кодекса определено, что для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Вместе с этим пунктом 2 статьи 271 Кодекса предусмотрено, в частности, что доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Датой осуществления расходов в виде лицензионных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подпункт 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса).

При этом пунктом 1 статьи 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 Кодекса, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

Таким образом, если расход, осуществленный в виде разового платежа в связи с приобретением неисключительных прав использования программ ЭВМ по лицензионному договору, относится к нескольким отчетным (налоговым) периодам, то такой расход распределяется равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывается для целей налогообложения прибыли организаций на последний день отчетного (налогового) периода.

В части налога на добавленную стоимость

1. На основании положений статьи 54 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.

Статьей 163 Кодекса предусмотрено, что налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при передаче прав на программное обеспечение на определенный срок является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором действует право на использование программного обеспечения, независимо от последующих сроков поступления платежей по периодам, установленным договором по передаче указанных прав.

Что касается порядка выставления счетов-фактур, то в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В связи с этим счета-фактуры в отношении передачи прав на программное обеспечение на определенный срок следует выставлять не позднее пяти дней считая со дня получения сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо не позднее пяти дней считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Абзацем третьим подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что при оказании услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса (оказание услуг в электронной форме), местом реализации признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

На основании положений статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - организациями, приобретающими на территории Российской Федерации такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранного лица права на программное обеспечение (не являющиеся оказанием услуг в электронной форме), местом реализации которых на основании положений статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, является в целях применения налога на добавленную стоимость налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога. На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет товаров (работ, услуг).

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2021 N 03-03-06/1/48218

=============================================================================