Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 21.01.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об определении организацией, имеющей обособленные подразделения, порядка формирования средней стоимости товаров при их списании в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Статья 11 Налогового кодекса определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.

Специальной нормы, устанавливающей порядок определения средней стоимости товаров при применении метода оценки товара при его списании по средней стоимости для организаций, имеющих обособленные подразделения, Налоговый кодекс не содержит.

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет он формировать среднюю стоимость товара по каждому обособленному подразделению или по организации в целом, закрепив это решение в учетной политике.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2021 N 03-03-06/1/104867

Вопрос:

Об учете лизингополучателем в целях налога на прибыль расходов в виде лизинговых платежей и сумм амортизации по имуществу.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество. При этом если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, то расходами лизингополучателя признаются лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьями 259 - 259.2 Кодекса, а расходами лизингодателя - расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Суммы начисленной амортизации также относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подпункт 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса).

Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного (нелинейного) метода начисления амортизации определяется статьями 259 - 259.2 Кодекса.

Вместе с этим применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации установлено статьей 259.3 Кодекса.

В частности, подпунктом 1 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса определено, что в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики, которые данные основные средства должны учитывать в соответствии с условиями такого договора, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. При этом указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам.

В этой связи, поскольку повышающий коэффициент (установленный подпунктом 1 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса) применяется к норме амортизации в целях определения суммы начисленной амортизации как линейным, так и нелинейным методом, расходами лизингополучателя в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса признаются лизинговые платежи за вычетом суммы начисленной амортизации по этому имуществу с учетом применения указанного коэффициента к соответствующей норме амортизации предмета лизинга.

Таким образом, если лизинговый платеж меньше суммы начисленной амортизации, то такой лизинговый платеж не учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В последующих отчетных (налоговых) периодах, когда полученное в лизинг имущество будет самортизировано, лизинговый платеж признается прочим расходом в полном размере.

При этом в целях исключения двойного учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций совокупность расходов в виде учтенных сумм начисленной амортизации и расходов в виде учтенных лизинговых платежей не должна превышать общую сумму платежей по договору лизинга, уменьшенную на выкупную цену предмета лизинга.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2021 N 03-03-06/1/103695

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль суммы резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

Ответ:

Согласно положениям пункта 7 статьи 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период.

При этом если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, оказывается меньше суммы резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода.

Таким образом, сумма резерва, сформированного на последнюю дату налогового периода, учитывается в целях налогообложения прибыли организаций в составе расходов этого налогового периода в размере, не превышающем фактически начисленного на дату инвентаризации соответствующего вознаграждения, независимо от фактической даты выплаты данного вознаграждения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2021 N 03-03-06/2/103543

Вопрос:

Организация разработала программу для персонального компьютера и зарегистрировала авторское право на нее. Оценочная стоимость ПО - 76 тыс. руб. Вправе ли организация самостоятельно определить срок полезного использования данного нематериального актива для целей амортизации по налогу на прибыль?

Ответ:

Критерии признания имущества амортизируемым установлены пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из положений данной нормы следует, что нематериальные активы являются амортизируемым имуществом в том случае, если отвечают критериям вышеуказанной нормы, в том числе по стоимостному признаку.

Таким образом, амортизация по объектам нематериальных активов начисляется только в случае, если срок их использования составляет более 12 месяцев и первоначальная стоимость превышает 100 000 рублей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2021 N 03-03-06/1/103534

Вопрос:

О требованиях к первичному учетному документу в электронном виде в целях налога на прибыль и бухучета.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

В силу статьи 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Таким образом, для целей налогового и бухгалтерского учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2021 N 03-03-07/103085

Вопрос:

О требованиях к первичным учетным документам в электронном виде в целях налога на прибыль и бухучета.

Ответ:

В целях налогообложения прибыли расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно статье 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Таким образом, для целей налогового и бухгалтерского учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2021 N 03-03-06/1/103073

Вопрос:

О включении в ЕГРЮЛ сведений о лицензиях, полученных юрлицом, и их актуализации.

Ответ:

В Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) включаются сведения о юридическом лице, перечисленные в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в том числе сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Включение в ЕГРЮЛ сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, осуществляется территориальными органами ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основании сведений, представленных лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, пункт 4 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н).

Соответствующий порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1092 "О порядке представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, иными государственными органами и организациями сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и иных сведений, установленных федеральными законами".

Актуализация содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, осуществляется в аналогичном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2021 N 03-12-13/102595

Вопрос:

Об уплате НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) в случае утраты права на применение УСН.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 200 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик, утративший право на применение упрощенной системы налогообложения и перешедший на общий режим налогообложения, признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором допущено несоответствие установленным требованиям. В связи с этим осуществляемые налогоплательщиком, утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, начиная с отчетного (налогового) периода, в котором утрачено данное право.

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога на добавленную стоимость, полученная в результате сложения сумм налога, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога.

Налоговые ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к операциям по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, установлены статьей 164 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщику, утратившему право на применение упрощенной системы налогообложения и перешедшему на общий режим налогообложения и, соответственно, признаваемому налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с начала отчетного (налогового) периода, в котором утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения, налог на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), осуществленным с начала отчетного (налогового) периода, в котором утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения, следует исчислять в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2021 N 03-07-11/102559

Вопрос:

О применении ставки НДС 10% при реализации лекарственного препарата.

Ответ:

Согласно абзацу третьему подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов. Данная ставка налога на добавленную стоимость применяется в 2021 году при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень кодов медицинских изделий, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

Таким образом, налоговая ставка в размере 10 процентов в отношении медицинского изделия применяется при наличии действующего регистрационного удостоверения на данный товар, выданного в том числе в соответствии с правом Евразийского экономического союза, а также при условии включения кода данного товара в Перечень кодов медицинских изделий, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2021 N 03-07-07/102500

Вопрос:

Об НДС при передаче детям работников в качестве подарков товаров, как произведенных организацией, так и приобретенных у третьих лиц.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, передача детям сотрудников в качестве подарков товаров, как произведенных обществом, так и приобретенных у третьих лиц, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2021 N 03-07-11/102497