Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 18.02.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении процентов, начисленных за пользование денежными средствами фонда капитального ремонта, и доходов, полученных региональным оператором от размещения средств фонда.

Ответ:

Федеральным законом от 06.06.2019 N 137-ФЗ "О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен абзацем 23, в соответствии с которым с 01.01.2020 к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнесены доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходов указанных специализированных некоммерческих организаций, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Согласно нормам главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, действовавшим до 01.01.2020, указанные доходы учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом положений, устанавливающих особенности уплаты региональным оператором налога на прибыль с доходов, полученных от размещения временно свободных денежных средств и процентов, начисленных кредитными организациями на средства собственников помещений, формируемые на счете регионального оператора, глава 25 НК РФ не предусматривала. В связи с чем уплата налога на прибыль региональным оператором производилась в порядке, установленном статьей 287 НК РФ, положения которой не увязывают источник уплаты налога на прибыль в зависимости от полученного дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2022 N 03-03-06/3/5703

Вопрос:

О хранении документов, подтверждающих объем понесенного убытка, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Применительно к отдельным обстоятельствам и конкретным налогам Кодексом установлены обязанности по хранению иных документов, а также иные сроки их хранения.

Положения статьи 283 Кодекса предусматривают право плательщика налога на прибыль организаций, понесшего убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее); при этом налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса.

Пунктом 2.1 статьи 283 действующей редакции Кодекса установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2024 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.

При этом согласно пункту 4 статьи 283 Кодекса налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков.

Таким образом, обязанность налогоплательщика налога на прибыль организаций хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков, возникает у него только в том случае, если он воспользовался правом, предусмотренным статьей 283 Кодекса.

Подобный вывод нашел отражение и в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 2206-О, от 26.10.2017 N 2463-О, от 28.02.2019 N 278-О.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2022 N 03-03-06/3/5632

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль субсидий, полученных на осуществление (компенсацию) расходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Ответ:

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли организаций.

При этом пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ предусмотрено, что средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств;

субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления.

Таким образом, согласно указанному порядку субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль организаций, учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете.

При этом в случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение (абзац шестой пункта 4.1 статьи 271 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2022 N 03-03-06/1/5430

Вопрос:

Об НДС при реализации металлолома.

Ответ:

Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога. При этом налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами - покупателями данных товаров.

Учитывая изложенное, в случае если металлолом реализуется налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, то обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на налогового агента - покупателя данного товара.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2022 N 03-07-11/4361

Вопрос:

Об НДС при реализации в режиме оптовой и (или) розничной торговли приобретенных организацией запасных частей и оказании услуг по гарантийному ремонту.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом статьей 149 Кодекса предусмотрены операции, не подлежащие налогообложению этим налогом. Так, подпунктом 37 пункта 3 данной статьи Кодекса установлено, что операции по ремонту и техническому обслуживанию товаров без взимания дополнительной платы в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие операции, как подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемые данным налогом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению, принимают к вычету в соответствии со статьей 171 Кодекса, а суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым для операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, учитывают в стоимости этих товаров согласно пункту 2 статьи 170 Кодекса. При этом в отношении указанных сумм налога в каждом налоговом периоде такими налогоплательщиками должен осуществляться раздельный учет. В случае отсутствия раздельного учета суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включаются.

В случае если организация, осуществляющая реализацию запасных частей в режиме оптовой и (или) розничной торговли, облагаемую налогом на добавленную стоимость, и оказание услуг по гарантийному ремонту, освобождаемых от налогообложения данным налогом в соответствии с подпунктом 37 пункта 3 статьи 149 Кодекса, вычеты сумм налога по запасным частям, приобретенным для указанных операций, производит в полном объеме, то ею не соблюдается вышеуказанная обязанность по ведению раздельного учета.

Таким образом, указанные вычеты сумм налога на добавленную стоимость произведены неправомерно.

В случае если указанной организацией осуществлялось ведение раздельного учета, то излишне принятые к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным запасным частям, в дальнейшем используемым для оказания услуг по гарантийному ремонту, подлежат восстановлению в том налоговом периоде, в котором эти запасные части переданы для оказания услуг по гарантийному ремонту.

Что касается суммы денежных средств, получаемых организацией, непосредственно осуществляющей гарантийный ремонт, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта и запасных частей, использованных при осуществлении данного ремонта, то на основании Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем. При этом изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания. В связи с этим обязанность по безвозмездному устранению недостатков (гарантийному ремонту) товара возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца), независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара, поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества.

Таким образом, денежные средства, получаемые от организаций-изготовителей (продавцов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров в период гарантийного срока их эксплуатации, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. В связи с этим суммы денежных средств, получаемые организацией, осуществляющей непосредственно гарантийный ремонт на основании заключенных договоров, в пределах возмещения стоимости гарантийного ремонта, а также стоимости запасных частей, использованных на осуществление данного ремонта, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2022 N 03-07-11/4424

Вопрос:

Об учете убытков от хищения денежных средств со счетов банка и признании их безнадежной задолженностью в целях налога на прибыль.

Ответ:

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях главы 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде расходов в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Таким образом, убытки от хищения денежных средств со счетов банка могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании документов, подтверждающих факт отсутствия виновных лиц, выданных уполномоченным органом власти.

При этом НК РФ не содержит конкретного перечня документов, которыми можно подтвердить право на включение в расходы убытков от хищений, виновники которых не установлены.

Учитывая указанное, в случае наличия документа, выданного уполномоченным органам власти, подтверждающего факт отсутствия виновных лиц или факт, что таковые не установлены, убытки от хищения материальных ценностей могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Также убытки от хищения денежных средств со счетов банка не могут признаваться безнадежной задолженностью (пункт 2 статьи 266 НК РФ), поскольку в силу своего правового статуса данные суммы возникают не из обязательственных правоотношений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.01.2022 N 03-03-06/2/3461

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов организации на приобретение электронного авиабилета для перевозки работника.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Поэтому если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, подтверждающая перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Одним из таких документов может являться посадочный талон со штампом о прохождении досмотра в аэропорту или другой любой документ, подтверждающий факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2022 N 03-03-07/3198

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату дополнительных отпусков работников.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

При этом на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ в расходах для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

Таким образом, если дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, то расходы, связанные с ними, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ. В противном случае такие затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2022 N 03-03-06/1/3024

Вопрос:

Об учете расходов на добровольное имущественное страхование в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольным видам страхования, перечисленным в названном пункте статьи 263 НК РФ.

Взносы налогоплательщика по иным видам добровольного имущественного страхования, не перечисленным в пункте 1 статьи 263 НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли при условии, что в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ).

Таким образом, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть приняты расходы только по тем видам добровольного имущественного страхования, которые перечислены в пункте 1 статьи 263 НК РФ, или если заключение соответствующего договора страхования является обязательным условием для осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2022 N 03-03-07/2959

Вопрос:

Об НДС при оказании российской организацией услуг по предоставлению прав на программное обеспечение для ЭВМ через Интернет хозяйствующим субъектам Республики Беларусь и Республики Узбекистан.

Ответ:

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

На основании пункта 28 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги.

Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.

Таким образом, местом реализации оказываемых российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг, оказываемых хозяйствующему субъекту Республики Узбекистан, то в данном случае определение места реализации работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость производится в соответствии с нормами статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, на основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, к которым отнесены услуги по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, определяется по месту нахождения покупателя таких услуг.

Таким образом, в случае если покупателем оказываемых российской организацией услуг по предоставлению прав на программное обеспечение для электронных вычислительных машин через сеть Интернет является хозяйствующий субъект Республики Узбекистан, то местом их реализации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги, оказываемые российской организацией, налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2022 N 03-07-13/1/3076