Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 29.04.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при выплате работникам надбавки за вахтовый метод работы.

Ответ:

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса предусмотрено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

При этом для организаций, не относящихся к бюджетной сфере, законодательством Российской Федерации специальных ограничений по установлению размера надбавки за вахтовый метод работы, которая выплачивается взамен суточных, не установлено. Вместе с тем, учитывая, что согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, при разработке и установлении в коллективном договоре размеров надбавок за вахтовый метод работы учитывается оценка соответствующих затрат, а также наличие иных гарантий таким работникам.

Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Таким образом, надбавки за вахтовый метод работы, производимые в соответствии с положениями Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, упомянутые выплаты, надбавки за вахтовый метод работы, производимые в соответствии с положениями Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, не подлежат обложению страховыми взносами на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2022 N 03-04-06/18239

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг по санаторно-курортному лечению работников на основании договора с агентом и суммы агентского вознаграждения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса относятся, в частности, расходы на оплату услуг по санаторно-курортному лечению на территории Российской Федерации. К указанным расходам относятся расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации, оказываемых лицам, перечисленным в абзаце втором настоящего пункта, а также расходы в виде сумм полной или частичной компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, к расходам налогоплательщика на оплату труда относятся расходы на оплату услуг по санаторно-курортному лечению своих работников на территории Российской Федерации, в том числе оказанные в соответствии с договором, заключенным работодателем с агентом.

При этом расходы налогоплательщика в виде суммы агентского вознаграждения, в случае если данный налогоплательщик заключает договор с агентом об организации санаторно-курортного лечения своих работников, не учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2022 N 03-03-07/18099

Вопрос:

Об НДС при реализации подарочных карт (сертификатов), приобретенных у выпустившего их лица.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотрен пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

Поскольку операции по реализации подарочных карт (сертификатов), являющихся документами, удостоверяющими право его держателя приобрести у лица, выпустившего карты (сертификаты), товары, работы, услуги на сумму, равную номинальной стоимости этих карт (сертификатов), в указанных перечнях не поименованы, организации, осуществляющей реализацию подарочных карт (сертификатов), ранее приобретенных у лица, выпустившего данные карты (сертификаты), следует исчислять налог на добавленную стоимость при такой реализации.

Согласно абзацам первому и пятому пункта 1 статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг), а при передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении реализации подарочных карт (сертификатов), являющихся документами, удостоверяющими право его держателя приобрести у лица, выпустившего карты (сертификаты), товары, работы, услуги на сумму, равную номинальной стоимости этих карт (сертификатов), главой 21 Кодекса, в том числе статьей 155 Кодекса, не установлены.

Таким образом, при реализации указанных подарочных карт (сертификатов) налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2022 N 03-07-11/17425

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов израильской организации от авторских прав и лицензий, полученных от источников в РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к объектам авторских прав относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Согласно статье 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Статьей 1236 ГК РФ установлено, что лицензионный договор предусматривает предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (неисключительная лицензия), а также предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Передача прав по лицензионным договорам не подразумевает под собой полного отчуждения прав на такие объекты.

Ввиду вышеизложенного доходы иностранной организации от передачи прав на объекты интеллектуальной деятельности по лицензионному договору (неисключительная лицензия) рассматриваются как доходы от использования в Российской Федерации прав на данные объекты.

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса по ставке в размере 20 процентов.

В силу норм статьи 7 Кодекса при налогообложении доходов израильской организации следует учитывать положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.04.1994 (далее - Конвенция).

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конвенции такие доходы могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель доходов имеет фактическое право на них, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы доходов.

Таким образом, доходы израильской организации от авторских прав и лицензий подлежат обложению налогом на прибыль в Российской Федерации по ставке, определяемой с учетом норм пункта 2 статьи 12 Конвенции, при условии представления указанной иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, установленных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2022 N 03-08-05/17217

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, процентов по долговым обязательствам иной иностранной организации.

Ответ:

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая долговые обязательства иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при условии, что задолженность, по которой выплачиваются проценты, возникла в связи с деятельностью указанного постоянного представительства, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Таким образом, абзац 4 подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса применяется к процентному доходу иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, выплачиваемому иной иностранной организацией, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, по долговым обязательствам, возникшим в связи с деятельностью указанного постоянного представительства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2022 N 03-08-05/17233

Вопрос:

Об учете выручки от реализации продукции, произведенной из покупного сырья, для признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

При этом пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов.

В этой связи выручка от реализации продукции, произведенной собственными силами из покупного сырья, включая продукцию первичной переработки, произведенную из данного сырья, при расчете вышеуказанного процентного соотношения в состав доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции не включается. Указанная сумма выручки в данном случае должна включаться в состав общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).

Исходя из этого при несоблюдении вышеуказанного ограничения, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, организация не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям и, соответственно, не вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов.

На основании пункта 1 статьи 346.5 Кодекса и пункта 1 статьи 248 Кодекса в целях применения статьи 346.2 Кодекса к доходам от реализации сельскохозяйственной продукции относится выручка от реализации указанной продукции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.03.2022 N 03-11-06/1/16792

Вопрос:

Об основаниях признания дебиторской задолженности безнадежной и ее учете в целях налога на прибыль.

Ответ:

Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, при ее списании может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) событий.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) для целей налогообложения прибыли признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, при соответствии дебиторской задолженности основаниям, поименованным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, налогоплательщик вправе признать такую задолженность безнадежной и учесть ее в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

При уменьшении налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога необходимо принимать во внимание положения статьи 54.1 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.03.2022 N 03-03-06/1/16955

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль агентского вознаграждения в случае заключения с агентом договора об организации санаторно-курортного лечения работников организации и их детей.

Ответ:

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса относятся, в частности, расходы на оплату услуг по санаторно-курортному лечению на территории Российской Федерации. К указанным расходам относятся расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации, оказываемых лицам, перечисленным в абзаце втором настоящего пункта, а также расходы в виде сумм полной или частичной компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика в виде суммы агентского вознаграждения в случае, если указанный налогоплательщик заключает договор с агентом об организации санаторно-курортного лечения работников организации и их детей, не учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2022 N 03-03-06/1/16235

Вопрос:

О восстановлении НДС при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав должником-банкротом, а также при использовании им в хозяйственной деятельности ОС - объектов недвижимости.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, в том числе операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

Что касается объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, которые не реализуются, а подлежат использованию при осуществлении хозяйственной деятельности должником, признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), то налог на добавленную стоимость, ранее правомерно принятый к вычету по таким объектам недвижимости, подлежит восстановлению в порядке, установленном статьей 171.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2022 N 03-07-11/15694

Вопрос:

Об учете численности медицинского персонала, не имеющего сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.

Таким условием, в частности, является наличие в штате такой организации в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50 процентов медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).

Указанное условие не содержит положений, позволяющих включать в указанное процентное соотношение медицинский персонал, не имеющий сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста.

В этой связи если отраслевым законодательством будет установлено, что медицинский персонал, не имеющий сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, осуществляющий деятельность по специальностям, требующим наличие указанных документов, приравнивается к медицинскому персоналу, имеющему сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, то такие сотрудники включаются в расчет процентного соотношения медицинского персонала, имеющего данные документы, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса.

В этой связи если отраслевым законодательством будет установлено, что медицинский персонал, информация о прохождении аккредитации специалиста которого внесена в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, приравнивается к медицинскому персоналу, имеющему свидетельство об аккредитации специалиста, то количество такого персонала включается в расчет процентного соотношения медицинского персонала, имеющего свидетельство об аккредитации специалиста, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.02.2022 N 03-03-05/12549