Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 23.12.2022

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль при прощении задолженности по обязательству, новированному из договора займа (кредита), заключенного до 1 марта 2022 г. с иностранной организацией или гражданином.

Ответ:

Согласно пункту 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Положения данного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, а также на списание специализированным обществом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами выпущенных им облигаций.

В соответствии с подпунктом 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств, в частности, по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией (иностранным гражданином), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившей (получившим) право требования по такому договору займа (кредита) до 31 декабря 2022 года (за исключением процентов, учтенных в составе внереализационных расходов).

Таким образом, на основании подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году путем прощения долга обязательств по полученным до 31 декабря 2022 года российской организацией (физическим лицом) правам требования по обязательствам, определенным договором займа (кредита), заключенным до 1 марта 2022 с иностранной организацией (иностранным гражданином) (за исключением процентов, учтенных в составе внереализационных расходов).

Обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами (новация), если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством, если иное не предусмотрено соглашением сторон (статья 414 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае новации обязательства, соответствующего требованиям подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, данная норма главы 25 НК РФ при прощении задолженности по новированному обязательству не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.11.2022 N 03-03-06/1/107795

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества.

Ответ:

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в статье 251 НК РФ.

Учитывая, что доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества, не поименованы в статье 251 НК РФ, то эти доходы учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

При этом налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость указанного объекта недвижимости, а также на расходы, связанные с такой операцией.

Таким образом, если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется, то у налогоплательщика не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в отношении данной операции. В связи с этим средства на уплату налога на прибыль организаций не должны включаться в указанную сумму компенсации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.11.2022 N 03-03-06/1/107725

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации прочего имущества.

Ответ:

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при реализации имущества установлен статьей 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 268 Кодекса установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 268 Кодекса, если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в подпунктах 2, 2.1 и 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса, с учетом расходов, связанных с его приобретением и реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Одновременно сообщается, что затраты в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.11.2022 N 03-03-06/1/107721

Вопрос:

О документальном подтверждении правомерности отнесения задолженности к безнадежной в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Основания отнесения задолженности перед налогоплательщиком к безнадежной определены в пункте 2 статьи 266 НК РФ. При этом в части документального подтверждения отнесения к внереализационным расходам безнадежной задолженности должны соблюдаться требования статьи 252 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают установленным критериям: экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Требования к составлению первичного учетного документа (его обязательные реквизиты) установлены в пункте 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ. Также пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В соответствии со статьей 313 НК РФ первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета. Кроме них, подтверждением данных налогового учета являются аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Учитывая указанное, несмотря на то что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами, и предоставленная на них информация является официальной (Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), копии документов, выгруженные из таких ресурсов, не отвечают вышеуказанным требованиям к первичным учетным документам.

Вместе с тем информация, полученная из указанных источников, может использоваться для подтверждения отнесения задолженности к безнадежной.

Учитывая указанное, электронные образы документов, выгруженные с официальных сервисов, скриншоты информации, размещенной в государственных информационных системах, не могут быть использованы налогоплательщиками в качестве единственного и достаточного документального подтверждения правомерности отнесения задолженности к безнадежной.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.11.2022 N 03-03-06/2/107386

Вопрос:

О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов организацией, осуществляющей деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности и включенной в реестр 15.09.2022.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.16 статьи 284, подпунктом 18 пункта 1 и подпунктом 8 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 01.01.2022 для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (далее - Реестр), формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, установлены налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов и налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента.

Согласно пункту 1.16 статьи 284 и пункту 14 статьи 427 Кодекса указанные налоговые ставки и пониженные тарифы страховых взносов применяются при условии, что по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.16 статьи 284 и пункте 14 статьи 427 Кодекса.

Следовательно, право на применение указанных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов при выполнении соответствующего условия о доле доходов имеют организации, включенные в Реестр.

С учетом изложенного пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются к прибыли, полученной начиная с того квартала (месяца - если организация уплачивает налог на прибыль организаций от фактически полученной прибыли ежемесячно), в котором организация включена в Реестр, а пониженные тарифы страховых взносов - к выплатам в пользу работников с месяца ее включения в указанный Реестр.

В случае если по итогам налогового, расчетного (отчетного) периода организация не выполняет условие о необходимой 70-процентной доле доходов, а также в случае ее исключения из Реестра такая организация лишается права применять вышеуказанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов с начала налогового, расчетного периода соответственно, в котором допущено несоответствие установленному условию либо произошло исключение из указанного Реестра.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.11.2022 N 03-03-06/1/107429

Вопрос:

Будет ли являться переход права собственности нежилого помещения по мировому соглашению, утвержденному арбитражным судом между юридическими лицами, реализацией для целей налогообложения НДС?

Будет ли являться переход права собственности на объект недвижимости путем обращения взыскания по исполнительному производству реализацией для целей налогообложения НДС?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Также обращается внимание, что перечни операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.11.2022 N 03-07-11/106783

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.

В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 года применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.

В случае если органом регулирования тарифов введенный в действие с 1 января 2020 года предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными утвержден с учетом НДС, то услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2020 года по такому тарифу, облагаются НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.11.2022 N 03-07-07/106700

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль медицинской организацией, реорганизованной путем присоединения к ней другой медицинской организации и применявшей такую ставку до реорганизации.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 Налогового кодекса.

Условия, позволяющие применять налоговую ставку в размере 0 процентов для вышеупомянутых организаций, указаны в пункте 3 статьи 284.1 Налогового кодекса. В частности, одним из условий применения медицинскими организациями ставки 0 процентов является условие о получении ими доходов от медицинской деятельности в размере не менее 90 процентов от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При этом пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при реорганизации путем присоединения организация, к которой было присоединено юридическое лицо, продолжает свою деятельность, а присоединенная организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении ее деятельности.

Следовательно, медицинская организация, применявшая ставку по налогу на прибыль организаций, предусмотренную статьей 284.1 Налогового кодекса, до момента реорганизации путем присоединения к ней другой медицинской организации, вправе и в дальнейшем применять указанную ставку при выполнении условий, установленных данной статьей Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2022 N 03-03-06/3/103665

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении учреждением по договору безвозмездного пользования здания, расходы на эксплуатацию которого несет ссудодатель.

Ответ:

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.

При этом на основании подпункта 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся в том числе имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Договор безвозмездного пользования (договор ссуды) регулируется нормами Главы 36 "Безвозмездное пользование" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

В случае если из условий договора ссуды следует, что право безвозмездного пользования имуществом включает в себя обязанность ссудодателя нести расходы по содержанию безвозмездно переданного имущества, то в этом случае имущественные права, полученные ссудополучателем безвозмездно, не будут признаваться доходами, подлежащими налогообложению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.10.2022 N 03-03-05/103184

Вопрос:

Об НДС, НДФЛ, налоге на прибыль и страховых взносах при оплате (компенсации) стоимости питания, передаче продуктов питания работникам, выполняющим работы вахтовым методом.

Ответ:

Налог на добавленную стоимость

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).

При этом в пункте 2 статьи 154 Налогового кодекса указано, что при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Налогового кодекса.

На основании пункта 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" не являются объектом налогообложения НДС операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда).

Таким образом, по смыслу указанного постановления операции по предоставлению питания работникам не подлежат налогообложению НДС только в тех случаях, когда их предоставление предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) состоит из Трудового кодекса, а также иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, предусмотренная трудовыми договорами оплата питания и (или) передача сотрудникам продуктов питания подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные работодателю при приобретении этих продуктов питания, подлежат вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Налогового кодекса.

Налог на доходы физических лиц

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса оплата за налогоплательщика организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, относится к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).

Статьей 255 Налогового кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом согласно действующим положениям пункта 25 статьи 270 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Таким образом, расходы на питание работников, предусмотренное трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в случае, если подобные выплаты являются системой оплаты труда.

Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов на оплату питания, или его оплатой, или его бесплатным предоставлением и с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом.

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Исходя из положений статьи 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Согласно пункту 6.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, проживающие в вахтовых поселках обеспечиваются ежедневным трехразовым горячим общественным питанием.

При этом в указанных Основных положениях о вахтовом методе организации работ не установлено, что трехразовое питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, учитывая, что оплата питания работников, выполняющих работы вахтовым методом, или выдача им продуктов питания производится на основании локального нормативного акта организации, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации в виде компенсационной выплаты, то вышеупомянутые расходы организации на питание работников, выполняющих работы вахтовым методом, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в рамках трудовых отношений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.10.2022 N 03-15-06/103218