Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.03.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Решением Арбитражного суда города от 14.01.2021 ООО (далее - Общество) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. До момента признания Общества несостоятельным (банкротом) Обществом было продано имущество (в 2018 - 2019 гг.), с реализации которого был уплачен НДС в бюджет на основании положений гл. 21 НК РФ.

В 2022 г. (после момента признания Общества несостоятельным (банкротом)) на основании уведомления-претензии о совершении сделок в условиях неравноценного встречного исполнения, направленного конкурсным управляющим в адрес покупателя вышеуказанного имущества, Обществом была получена денежная компенсация - доплата до рыночной стоимости имущества.

Согласно пп. 1 п. 1, пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Не признаются объектом налогообложения операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. ст. 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Каков порядок налогообложения НДС полученной Обществом на основании претензии конкурсного управляющего компенсации - доплаты до рыночной стоимости имущества, реализованного до даты признания Общества банкротом?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

В связи с этим положения подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса применяются в случае реализации имущества должников, признанных банкротами.

Что касается операций по реализации имущества, осуществленных организацией до момента признания ее банкротом, то в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, если организацией после признания ее банкротом получены денежные средства, связанные с оплатой имущества, реализованного этой организацией до момента признания ее банкротом, то такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2022 N 03-07-11/125943

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде предъявленной налогоплательщику суммы НДС, расходов в связи с приобретением, созданием и ликвидацией объектов незавершенного строительства.

Ответ:

Порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен положениями пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом порядок отнесения предъявленной налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяется статьей 170 Кодекса. В иных случаях, не предусмотренных статьей 170 Кодекса, предъявленная сумма налога на добавленную стоимость в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли организаций, не включается.

В силу норм статей 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации.

Объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации в соответствии с пунктом 2 статьи 256 Кодекса.

Кроме того, пунктом 5 статьи 270 Кодекса установлено, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Кодекса позволяет включить в состав внереализационных расходов только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства, а также суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации выводимых из эксплуатации основных средств, стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Также отмечается, что объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2022 N 03-03-06/1/125568

Вопрос:

Организация осуществляет деятельность, связанную с розничной торговлей продуктами питания. Доставка товара в магазины осуществляется поставщиками как с использованием собственного транспорта, так и с привлечением транспортных компаний на основании заключенных договоров поставки. Организация является плательщиком НДС, применяет общую систему налогообложения. В настоящий момент складывается ситуация, что отдельные поставщики товара (за исключением поставщиков алкогольной продукции) не предоставляют отдельные товаросопроводительные документы: товаротранспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН). Может ли отсутствие ТТН или ТН у покупателя товара послужить основанием для отказа в возмещении НДС или повлечь за собой иные негативные последствия, в том числе связанные с фискальными функциями со стороны контролирующего органа?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов. При этом порядок применения товаротранспортной накладной или транспортной накладной при осуществлении хозяйственных операций по приобретению товаров, в том числе при перевозке этих товаров автомобильным транспортом, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2022 N 03-07-11/125081

Вопрос:

Требуются разъяснения о правомерности начисления "входящего" НДС (20%) на единый тариф регоператора ООО. С 01.10.2018 в тариф регоператора включена услуга оператора филиала АО по утилизации и захоронению ТКО в размере "тариф + инвестиционная надбавка"; таким образом, все население региона в составе оплаты ТКО оплачивает инвестиционную надбавку без НДС с целью возмещения привлеченных займов на создание концессионных объектов, построенных в городах региона в 2016 г.

Исходя из п. 1 ст. 39 НК РФ инвестиционная надбавка не подлежит налогообложению; тем не менее с 01.07.2020 служба по тарифам применила "входящий" НДС на тарифы регоператора, установленные с учетом инвестиционной надбавки.

Согласно Налоговому кодексу "входной" НДС учитывается в стоимости определенных услуг/работ, материалов и не учитывается в расходах по возмещению и обслуживанию привлеченного займа; соответственно, "входной" НДС должен учитываться в соответствующих расходах регоператора по каждому объекту ТКО, каждому виду регулируемых услуг, а не начисляться оптом на весь тариф.

Тем не менее служба по тарифам нарушила порядок начисления "входного" НДС, начислив "входной" НДС не на определенные расходы, а на единый тариф регоператора.

Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы "входного" НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ/услуг, учитываются в их стоимости, но принимаются к вычету в силу п. 1 ст. 172, п. 3 ст. 174.1, п. 2 и п. 1 ст. 171 НК РФ: "Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты".

Таким образом, полученный АО налоговый вычет по "входящему" НДС за период с 2016 по 2020 г. должен быть исключен из тарифов оператора филиала АО и тарифов регоператора; тем не менее служба региона по тарифам не осуществила данный перерасчет, что привело к неосновательному обогащению оператора и регоператора, которые дважды получили доход от применения "входящего" НДС: за счет налогового вычета из бюджета РФ и за счет применения тарифов для населения.

Деятельность службы по тарифам в части осуществления контроля (надзора) за применением регулируемых тарифов и надбавок осуществляется согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.01.2012 N 23-э; таким образом, учет по инвестиционной надбавке должна осуществлять служба по тарифам на основании статистических данных, представленных регоператором.

Правомерно ли начисление "входного" НДС (20%) не на соответствующие обоснованные расходы регоператора, а на единый тариф регоператора?

Кто должен вести учет сбора денежных средств от применения регулируемой инвестиционной надбавки в составе тарифа регоператора?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация услуг по утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, при реализации услуг по утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов, размер платы за которые определяется с применением к тарифу инвестиционной надбавки, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять в порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 Кодекса, как стоимость указанных услуг, рассчитанную с учетом инвестиционной надбавки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2022 N 03-07-14/124793

Вопрос:

О признании при методе начисления расходов по услугам (работам) производственного характера в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций при применении налогоплательщиком метода начисления определен статьей 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с общими положениями, установленными пунктом 1 статьи 272 Кодекса, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 Кодекса, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

При этом в статье 272 Кодекса наряду с общими положениями содержатся специальные положения, регулирующие порядок признания отдельных видов расходов, а также указание на даты признания расходов.

В силу пункта 2 статьи 272 Кодекса, например, для услуг (работ) производственного характера датой признания расходов является дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.12.2022 N 03-03-06/1/124172

Вопрос:

О формировании первоначальной стоимости ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли организаций порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен статьей 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.12.2022 N 03-03-06/1/123066

Вопрос:

О налоге на прибыль при досрочном расторжении договора ДМС работников и страховых взносах с платежей (взносов) в случае изменения списка застрахованных по договору лиц.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Таким образом, расходы в виде сумм платежей (взносов) по договорам добровольного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если выполняются условия, предусмотренные в пункте 16 статьи 255 НК РФ, а также если указанные расходы отвечают критериям статьи 252 НК РФ.

Одновременно сообщается, что если договор ДМС заключен на срок не менее одного года, но страхователь досрочно расторгает договор до истечения одного года с момента заключения договора, то расходы, отнесенные ранее в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть исключены из состава расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку были нарушены условия, установленные пунктом 16 статьи 255 НК РФ.

Что касается вопроса о представлении уточненного расчета по страховым взносам в связи с доначислением страховых взносов на суммы платежей (взносов) организации по договору ДМС своих работников в случае изменения списка застрахованных лиц в период действия такого договора, в частности при увольнении работников, сообщается следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом является календарный год).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам ДМС работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.

Таким образом, в случае заключения организацией договора ДМС работников на срок не менее одного года, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц, платежи организации по данному договору ДМС не подлежат обложению страховыми взносами.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 4 статьи 431 НК РФ, исходя из которых плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, срок страхования по договору ДМС необходимо считать по каждому конкретному застрахованному лицу.

В случае прекращения (расторжения) договора ДМС до истечения одного года, например при увольнении работника, организация обязана произвести доначисление страховых взносов на суммы платежей (взносов) по договору ДМС данного работника, в том числе на суммы платежей (взносов), произведенных в отношении данного работника в предыдущих истекших отчетных (расчетных) периодах, и, соответственно, представить уточненные расчеты по страховым взносам за эти периоды, в том числе с целью корректного формирования пенсионных прав таких лиц.

При этом в расчете по страховым взносам за текущий отчетный (расчетный) период суммы произведенного перерасчета за предшествующие отчетные (расчетные) периоды не отражаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.12.2022 N 03-03-06/1/123192

Вопрос:

Об амортизации при модернизации ОС, принятого на учет до 01.01.2002 и выделенного в отдельную амортизационную группу, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 322 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей до 31.12.2008 (включительно), амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями статьи 258 Кодекса в редакции, действовавшей на 01.01.2002, на 1 января 2002 года выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления главы 25 Кодекса в силу.

На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.2009 статья 322 Кодекса изложена в новой редакции. При этом вышеуказанные положения не нашли своего отражения в пункте 1 статьи 322 Кодекса.

Вместе с тем с 01.01.2009 вступила в силу, в частности, статья 259.1 Кодекса, в соответствии с пунктом 2 которой сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При этом норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется как отношение единицы к сроку полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженному в месяцах (без учета сокращения (увеличения) срока в соответствии с абзацем вторым пункта 13 статьи 258 Кодекса), умноженное на 100%.

Необходимо также отметить, что согласно пункту 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В свою очередь, первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств (пункт 2 статьи 257 Кодекса).

При этом на основании пункта 1 статьи 258 Кодекса налогоплательщики вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств.

Следовательно, если после модернизации объекта основных средств, ранее отнесенного к отдельной (одиннадцатой) амортизационной группе и полностью самортизированного к моменту его модернизации, срок его полезного использования не увеличился, то налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную для такого объекта основных средств, выделенного в отдельную (одиннадцатую) амортизационную группу, на 01.01.2022. При этом если после модернизации указанного объекта основных средств срок его полезного использования увеличился, то налогоплательщик вправе для целей начисления амортизации увеличить срок полезного использования такого объекта основных средств, но в пределах сроков той амортизационной группы, к которой указанный объект основных средств относится с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Что касается первоначальной стоимости указанного объекта основных средств, то к ней приравнивается остаточная стоимость, определенная на 01.01.2022.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.12.2022 N 03-03-06/1/123179

Вопрос:

При предоставлении кредитов физическим лицам на покупку автомобилей или ипотечных кредитов на оплату цены договора долевого участия в строительстве банки могут использовать различные совместные программы с дистрибьюторами автомобилей или застройщиками (далее - продавцы) в целях стимулирования роста продаж их продукции. Указанные программы реализуются посредством предоставления банками физическим лицам кредитов по сниженной процентной ставке. При этом недополученные доходы банков в виде разницы между сниженной процентной ставкой по кредиту и ставкой, применяемой банками без совместных программ с продавцами, возмещаются продавцами.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ осуществляемые банками банковские операции по предоставлению кредитов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Правомерно ли в отношении получаемых банками сумм денежных средств, выплачиваемых продавцами на возмещение недополученных доходов по кредитам со сниженной процентной ставкой, применить освобождение от налогообложения НДС на основании пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что данное положение в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, не применяется.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками операции по предоставлению кредитов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, получаемые банком суммы денежных средств, выплачиваемые застройщиком или продавцом товаров на возмещение недополученных доходов по ипотечным кредитам и потребительским кредитам, выданным банком физическим лицам со сниженной процентной ставкой на оплату цены договора долевого участия в строительстве либо договора на приобретение товаров, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.12.2022 N 03-07-05/122735

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при выплате выходного пособия работнику (руководителю, заместителю руководителя организации) при увольнении по соглашению сторон.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Случаи предоставления компенсационных выплат, в том числе выходных пособий, связанных с увольнением работников (руководителей, заместителей руководителя организации), установлены статьями 178 и 181 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

При этом исходя из положений статьи 178 Трудового кодекса случаи выплаты выходных пособий, а также установления повышенных размеров выходных пособий могут устанавливаться трудовым договором или коллективным договором.

Учитывая изложенное, выплата, связанная с увольнением работника, производимая, в частности, на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании положений статей 217 и 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.12.2022 N 03-04-06/122601