Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 28.04.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов по договору аренды.

Ответ:

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ в отношении арендных платежей за арендуемое имущество датой осуществления расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Таким образом, основанием для учета расходов по договору аренды для целей налогообложения прибыли является действующий договор аренды, условиями которого предусмотрена плата за временное владение и пользование арендованным имуществом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.03.2023 N 03-03-06/1/18575

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль сумм кредиторской задолженности, списанной в результате прощения долга.

Ответ:

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются организации (статья 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

Вместе с тем сообщается, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Порядок возникновения и прекращения долговых обязательств регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая указанное, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) списывается не по основаниям, указанным в подпунктах 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то она подлежит отражению в составе внереализационных доходов налогоплательщика.

Также обращается внимание, что, поскольку при прекращении долгового обязательства путем прощения долга не происходит передача имущества или имущественных прав, основания для применения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2023 N 03-03-07/17993

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль имущества и прав, полученных в качестве вклада в имущество организации, а также сумм списанной кредиторской задолженности.

Ответ:

Согласно подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

Порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Таким образом, доходы в виде указанных в ГК РФ имущества и прав, полученных от участника общества с ограниченной ответственностью в качестве вклада в имущество такого общества, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если вклад осуществлен в соответствии со статьей 66.1 ГК РФ и статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Одновременно обращается внимание, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Порядок возникновения и прекращения долговых обязательств регулируется положениями ГК РФ.

Учитывая указанное, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) списывается не по основаниям, указанным в подпунктах 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то она подлежит отражению в составе внереализационных доходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2023 N 03-03-06/1/17922

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной при исключении должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и при истечении срока исковой давности.

Ответ:

Основания отнесения дебиторской задолженности к безнадежной для целей налогообложения прибыли установлены пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, за исключением задолженности по договору кредита (займа) в пределах обязательства кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).

Если организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), то в силу пункта 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Следовательно, правовые последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравнены ГК РФ к его ликвидации.

Правовые последствия, установленные пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ, распространяются только на недействующих юридических лиц, которые исключаются регистрирующим органом из ЕГРЮЛ на основании пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (данная позиция подтверждается определениями Судебных коллегий по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 301-КГ18-8795 и от 12.02.2019 N 304-КГ18-18451).

Согласно пункту 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Вместе с тем ни ГК РФ, ни Закон N 129-ФЗ не относят указанные организации к недействующим юридическим лицам.

Учитывая указанное, задолженность организации, исключенной из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не может быть признана безнадежной для целей налогообложения прибыли по основанию ликвидации организации-должника.

При этом налогоплательщик вправе признать списываемую задолженность безнадежной по иным основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

В случае наличия нескольких оснований для признания задолженности безнадежной в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ она признается таковой в том периоде, в котором возникло первое по времени основание для признания задолженности безнадежной.

При этом обращается внимание, что по истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, дебиторская задолженность должника, признанного банкротом, но еще не исключенного из ЕГРЮЛ, может быть признана безнадежным долгом и учтена в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ).

Исчисление срока исковой давности регулируется подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" ГК РФ.

Так, исковой давностью в соответствии со статьей 195 ГК РФ признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. То есть время, с истечением которого погашается возможность осуществления нарушенного гражданского права при помощи подачи гражданского иска.

Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Таким образом, течение срока исковой давности определяется в каждом конкретном случае исходя из условий сделки с применением положений ГК РФ.

При этом также отмечается, что признание задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.03.2023 N 03-03-06/1/17912

Вопрос:

О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, реорганизованной в форме присоединения к ней другого юрлица после 01.07.2022.

Ответ:

Положениями абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, Закон N 321-ФЗ) установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций (в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах) и пониженные тарифы страховых взносов (в совокупном размере 7,6 процента) не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.

При этом согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 321-ФЗ), в 2022 - 2024 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), при соответствии условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Одновременно в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, начиная с 01.01.2022 вправе применять тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Таким образом, если организация, реорганизованная в форме присоединения к ней другого юридического лица после 01.07.2022, до реорганизации не выполняла условие о 90-процентной доле соответствующих доходов и не применяла налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 321-ФЗ), и тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, то такая организация не вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), и тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.03.2023 N 03-03-06/1/17527

Вопрос:

О применении застройщиком налога на прибыль и НДС при долевом строительстве МКД и иных объектов недвижимости, а также определении им финансового результата от использования целевых средств.

Ответ:

Порядок учета в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов организации-застройщика, полученных и понесенных за счет средств дольщиков, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах, установлен соответствующими положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, для целей налога на прибыль организаций к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Также обращается внимание, что на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (абзац первый подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

При этом иные доходы и расходы, полученные и понесенные организацией-застройщиком при долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Относительно определения финансового результата застройщиком отмечается, что финансовый результат от использования целевых средств определяется как сумма не использованных целевых средств застройщиком и не возвращенных дольщикам.

Касательно вопроса применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) сообщается, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу не включаются.

В связи с этим денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства, не подлежат включению у застройщика в налоговую базу по НДС при условии, что строительство осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика.

Что касается применения НДС в отношении денежных средств, остающихся в распоряжении застройщика, то, в случае если после завершения строительства подрядными организациями и передачи застройщиком дольщикам части объекта недвижимости, предусмотренной договором долевого участия, сумма денежных средств, полученная застройщиком от каждого участника долевого строительства, превышает затраты застройщика по передаваемой части объекта недвижимости, на основании вышеуказанного подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса суммы превышения, остающиеся в распоряжении застройщика, применяющего освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в налоговую базу по НДС не включаются. При этом сумма превышения, остающаяся в распоряжении застройщика в связи с оказанием участникам долевого строительства услуг, не освобождаемых от налогообложения НДС, облагается НДС в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.03.2023 N 03-03-06/1/17470

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль при выплате дивидендов российской или иностранной организацией, реорганизованной путем присоединения к ней другой организации.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Таким образом, указанная норма применяется как при выплате дивидендов российской дочерней организацией, так и при выплате дивидендов иностранной дочерней организацией.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Таким образом, при реорганизации путем присоединения организация, к которой присоединяют другую организацию, продолжает осуществлять деятельность, а присоединяемая организация прекращает деятельность.

Учитывая указанное, течение срока владения для целей применения подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ не прерывается у акционера (участника) действующей реорганизованной российской организации. Следовательно, если после реорганизации такая организация выплачивает дивиденды и на дату принятия решения о выплате дивидендов налогоплательщик - получатель дивидендов соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, то к полученным дивидендам применяется ставка налога на прибыль в размере 0 процентов.

Данный вывод справедлив также и при реорганизации иностранного дочернего общества, если применимое иностранное законодательство позволяет сделать аналогичный вывод в отношении реорганизуемых иностранных организаций. То есть при реорганизации иностранная организация не прекращает деятельность и ее участник (акционер) соответствует требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.03.2023 N 03-03-06/1/17848

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате ООО дивидендов ПИФу.

Ответ:

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на прибыль являются организации (юридические лица).

Согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом (пункт 1 статьи 10 Закона N 156-ФЗ).

Учитывая указанное, поскольку ПИФ не является юридическим лицом, следовательно, он также не является плательщиком налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 3 статьи 275 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом.

Следовательно, при выплате обществом с ограниченной ответственностью дивидендов ПИФу такая организация не признается налоговым агентом и не удерживает налог с выплачиваемых дивидендов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2023 N 03-03-06/1/17318

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов поверенного в связи с исполнением обязательств по договору поручения.

Ответ:

По вопросу применения положений подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) сообщается, что согласно статье 248 Налогового кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Налогового кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Налогового кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

При этом пунктом 9 статьи 270 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Порядок налогообложения прибыли доходов и расходов поверенного определяется квалификацией отношений, возникающих между сторонами сделки.

Так, в соответствии со статьей 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения.

При отсутствии в возмездном договоре поручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса (статья 972 Гражданского кодекса).

Таким образом, у поверенного при соответствии его юридических действий вышеуказанным условиям в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывается только сумма вознаграждения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2023 N 03-03-06/1/16841

Вопрос:

В целях правильного применения законодательства РФ о налогах и сборах в части порядка исчисления и уплаты НДС АО на основании пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ требуется разъяснение по следующему вопросу.

АО является профессиональным участником рынка ценных бумаг и имеет лицензию на осуществление брокерской деятельности. Помимо этого, АО осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и включено Банком России в единый реестр инвестиционных советников. В рамках осуществления деятельности по инвестиционному консультированию АО в качестве инвестиционного советника предоставляет своим клиентам индивидуальные инвестиционные рекомендации в отношении инвестирования в ценные бумаги и иные финансовые инструменты. При этом инвестиционные рекомендации могут быть предоставлены АО как в отношении финансовых инструментов, по которым АО оказывает также брокерские услуги своим клиентам, так и в отношении финансовых инструментов, по которым АО брокерские услуги не оказывает. Среди клиентов, которым АО оказывает услуги инвестиционного консультирования, могут быть как клиенты, одновременно имеющие с АО договор на брокерское обслуживание, так и клиенты, не имеющие таких договоров.

Согласно положениям абз. 2 и 3 пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории РФ следующих услуг:

- услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;

- услуг, оказываемых указанными в абзаце выше организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ).

В разд. 1 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 N 761, указано, что к услугам брокера, непосредственно связанным с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, относятся в том числе услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

Каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений в отношении того, какие услуги по инвестиционному консультированию освобождаются от НДС, ни НК РФ, ни другие законодательные акты РФ не содержат.

С учетом сказанного выше правильно ли, что услуги АО, осуществляющего брокерскую деятельность и включенного в единый реестр инвестиционных советников, по инвестиционному консультированию клиентов освобождены от НДС на основании положений пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 31.08.2013 N 761, независимо от того:

- предоставлены они клиентам, которые находятся на брокерском обслуживании в АО, или клиентам, которым АО брокерские услуги не оказывает;

- предоставлены они в отношении финансовых активов, по которым АО оказывает брокерские услуги, или финансовых активов, которые не включены в перечень финансовых инструментов, обслуживаемых АО?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) деятельностью по инвестиционному консультированию признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. При этом пунктом 2 данной статьи Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по инвестиционному консультированию, именуется инвестиционным советником. Инвестиционным советником может быть юридическое лицо, которое создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников.

На основании абзаца третьего подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и раздела 1 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 761 (далее - перечень), от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены консультационные услуги в отношении ценных бумаг и услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом N 39-ФЗ, при условии, что такие услуги непосредственно связаны с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности.

Таким образом, организация, являющаяся в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая брокерскую деятельность, а также деятельность по инвестиционному консультированию в качестве инвестиционного советника, включенного в единый реестр инвестиционных советников, вправе при оказании как своим клиентам, так и клиентам иных профессиональных участников рынка ценных бумаг услуг по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное абзацем третьим подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса и разделом 1 перечня.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2023 N 03-07-07/16879