Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 12.05.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей и уплате налога за налогоплательщика иным лицом.

Ответ:

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), предусмотрен главой 9 Кодекса.

В случае если лицо нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган (статья 63 Кодекса) с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.

Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 4 - 6 статьи 64 Кодекса.

На основании пункта 13 статьи 64 Кодекса законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Кодекса перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом.

Согласно пункту 2 статьи 78 Кодекса распоряжение суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, путем зачета осуществляется в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета такого лица, на основании представленного им в налоговый орган заявления о распоряжении суммой денежных средств путем зачета в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, либо в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, взноса), либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса, либо в счет погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.02.2023 N 03-02-07/10885

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль курсовых разниц по требованиям (обязательствам) в иностранной валюте, в том числе при замене валюты договора.

Ответ:

Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) внесены изменения в статьи 271 и 272 НК РФ (подпункт 7.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ и подпункт 6.1 пункта 7 статьи 272 НК РФ), устанавливающие временный порядок признания для целей налогообложения прибыли курсовых разниц, возникших в период с 01.01.2022 по 31.12.2024.

Согласно положениям Закона N 67-ФЗ положительная курсовая разница в 2022 - 2024 годах и отрицательная курсовая разница в 2023 - 2024 годах, начисленные по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций только по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств). Сам порядок исчисления курсовых разниц, установленный в пункте 8 статьи 271 и пункте 10 статьи 272 НК РФ, не изменился.

Федеральным законом от 19.12.2022 N 523-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 523-ФЗ) внесены изменения, касающиеся установленного положениям Закона N 67-ФЗ временного порядка налогообложения курсовых разниц в 2022 - 2024 годах. В частности, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль за 2022 год налогоплательщик вправе отказаться от общего порядка учета отрицательных курсовых разниц, подразумевающих их признание на последнее число текущего месяца, и учитывать суммы отрицательных курсовых разниц по аналогии с положительными курсовыми разницами, то есть на дату прекращения (исполнения) соответствующих требований (обязательств).

Таким образом, налогоплательщик вправе в 2022 - 2024 годах осуществлять учет положительных и отрицательных курсовых разниц одинаково, то есть по мере прекращения требований (обязательств) в иностранной валюте.

Порядок учета курсовых разниц при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2022 год разъяснен письмом Минфина России от 22.12.2022 N 03-03-10/126074, которое доведено до налогоплательщиков письмом ФНС России от 26.12.2022 N СД-4-3/17561@.

При этом обращается внимание, что основания прекращения обязательств в части погашения задолженности по кредитному договору регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Таким образом, если при замене валюты договора обязательства прекращаются в соответствии с нормами ГК РФ, то для целей главы 25 НК РФ указанное также квалифицируется в качестве прекращения обязательств.

Учитывая указанное, в случае прекращения валютных обязательств по кредитному договору положительные курсовые разницы признаются в составе доходов на дату такого прекращения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.02.2023 N 03-03-06/1/10117

Вопрос:

Об НДФЛ и заполнении расчета 6-НДФЛ при выплате заработной платы за декабрь 2022 г.

Ответ:

Пункт 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом), с 1 января 2023 года признан утратившим силу (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

В этой связи с 1 января 2023 года дата фактического получения дохода в денежной форме в виде оплаты труда определяется в общем порядке как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ).

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Таким образом, если в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором заработная плата за исполнение трудовых обязанностей в декабре (в одном налоговом периоде) выплачивается в январе следующего календарного года (в другом налоговом периоде), то в таком случае соответствующий доход относится к другому налоговому периоду.

При этом если сумма соответствующей налоговой базы в январе составляет менее 5 миллионов рублей, то в целях исчисления налога применяется налоговая ставка в размере 13 процентов (абзац второй пункта 1 статьи 224 НК РФ).

В части доходов в виде заработной платы, выплаченной в декабре 2022 года, исчисление налога осуществляется на дату фактического получения дохода в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК РФ (в редакции до 1 января 2023 года).

Перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

Заработная плата за первую половину декабря 2022 года, выплаченная в декабре 2022 года, и налог на доходы физических лиц указываются в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за 2022 год, а также в приложении N 1 "Справка о доходах и суммах налога физического лица" к расчету по форме 6-НДФЛ за 2022 год.

Заработная плата за вторую половину декабря 2022 года, выплаченная в январе 2023 года, и налог на доходы физических лиц указываются в разделах 1 и 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2023 года, а также в приложении N 1 "Справка о доходах и суммах налога физического лица" к расчету по форме 6-НДФЛ за 2023 год. В расчете по форме 6-НДФЛ за 2022 год заработная плата за вторую половину декабря 2022 года, выплаченная в январе 2023 года, не отражается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.02.2023 N 03-04-06/10169

Вопрос:

Организация является производителем продуктов питания (готовой продукции и полуфабрикатов глубокой заморозки).

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации возникают вопросы относительно толкования Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации продовольственных товаров, поименованных в указанном пункте.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - Постановление N 908) утверждены:

- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (ОКПД 2);

- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (ТН ВЭД ЕАЭС).

В настоящее время у судов по вопросу применения пониженной ставки НДС имеется следующая позиция:

1) для целей применения ставки НДС 10% при реализации продукции на рынке РФ следует руководствоваться кодами продукции по ОКПД 2, имеющимися в Постановлении N 908 (Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2021 N 303-ЭС21-14462 по делу N А24-3965/2020, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 N 05АП-7867/2020 по делу N А24-3965/2020);

2) для целей применения пониженной ставки НДС 10% имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в п. 2 ст. 164 НК, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, установленным Правительством Российской Федерации. Суды установили, что вид реализуемой продукции включен в ОКПД 2, однако код в спорном периоде отсутствовал в перечне товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908. Суды пришли к выводу об отсутствии у организации оснований для применения пониженной ставки по НДС (Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2022 N 303-ЭС22-7186 по делу N А24-3400/2021, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 N 05АП-6720/2021 по делу N А24-3400/2021).

Однако, как показывает более ранняя судебная практика, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД 2 или ТН ВЭД ЕАЭС. В частности, применение налоговой ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из п. 2 ст. 164 Кодекса не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").

В связи с вышеизложенным и ввиду отсутствия единообразия судебной практики по настоящему вопросу требуется письменно разъяснить: какую ставку НДС необходимо применять в отношении реализации продукции на внутреннем рынке РФ, в сертификатах которой указаны коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, если в Постановление N 908 включен только один код вида продукции по ТН ВЭД ЕАЭС, при этом код по ОКПД 2 в Постановлении N 908 отсутствует?

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.

В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации, а также при ввозе на территорию Российской Федерации продукции, указанной в данных перечнях. В отношении реализации и ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не включенной в перечни, применяется налоговая ставка в размере 20 процентов.

Иных положений, регулирующих порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении продовольственных товаров, в Кодексе не содержится.

Вместе с тем при решении вопроса о применении ставок налога на добавленную стоимость при реализации и ввозе товаров на территорию Российской Федерации возможно руководствоваться позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 марта 2019 г. N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/2017.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2023 N 03-07-07/9689

Вопрос:

О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в виде расходов, составляющих первоначальную стоимость ОС и величину ее изменения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства).

Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей - десятой амортизационным группам (за исключением относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств, если иное не предусмотрено решением субъекта Российской Федерации), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений пункта 6 статьи 286.1 Кодекса (абзац первый пункта 4 статьи 286.1 Кодекса).

При этом согласно положениям подпункта 4 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться категории объектов основных средств, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на применение инвестиционного налогового вычета.

Дополнительно отмечается, что право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, не зависит от источника финансирования данных расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2023 N 03-03-06/1/9052

Вопрос:

В соответствии с абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

При этом положениями НК РФ не определен порядок определения совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

В Письме от 29.05.2014 N 03-07-11/25771 Минфин России рекомендовал определять совокупные расходы на основании данных бухгалтерского учета.

Также Минфином России давались разъяснения, в соответствии с которыми в составе совокупных расходов следует учитывать расходы, непосредственно связанные с операциями, освобождаемыми от налогообложения НДС, а также относящуюся к указанным операциям часть расходов, связанных как с освобождаемыми операциями, так и с подлежащими налогообложению НДС (Письмо от 12.12.2018 N 03-07-11/90353), при этом налогоплательщики вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, и иные показатели, утвержденные учетной политикой для целей налогообложения (Письмо от 03.07.2017 N 03-07-11/41701).

В то же время согласно п. п. 33, 34, 36 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (Стандарт применяется с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г.) справедливая стоимость предмета аренды включается арендодателем в чистую стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды с отнесением указанной стоимости на расчеты с поставщиком (в случае договора лизинга). Чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

В соответствии с п. 1 Рекомендации Р-133/2021-ОК Лизинг "Справедливая стоимость предмета лизинга" в целях применения п. 33 ФСБУ 25/2018 справедливой стоимостью предмета аренды считается цена приобретения арендодателем предмета аренды у поставщика для арендатора.

Из положений п. п. 33, 34, 36 ФСБУ 25/2018 следует, что инвестиции лизингодателя в аренду в размере понесенных затрат на приобретение предмета лизинга отражаются в составе дебиторской задолженности. В течение срока лизинга сумма дебиторской задолженности увеличивается на сумму начисленного ежемесячного процентного дохода и уменьшается на сумму ежемесячного лизингового платежа. Амортизационные отчисления затрат на приобретение предмета лизинга на счета учета расходов для целей бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности ФСБУ 25/2018 не предусмотрены.

Налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению имущества в аренду, лизинг (как с выкупом, так и без). Часть таких операций облагается НДС, часть не подлежит обложению НДС в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ.

Учитывая изменившийся порядок бухгалтерского учета операций по финансовой аренде, имеющиеся разъяснения Минфина России и судебные решения по применению нормы п. 4 ст. 170 НК РФ для целей налогообложения, порядок расчета доли расходов по необлагаемым операциям, с 01.01.2022 налогоплательщик-лизингодатель и налогоплательщик-арендодатель при расчете доли совокупных расходов на основе данных бухгалтерского учета не имеют расходов, прямо относящихся к облагаемой или необлагаемой операции, в виде амортизационных отчислений (отражаемых по счету 20).

Однако фактически для ведения предпринимательской деятельности по предоставлению имущества в аренду или лизинг налогоплательщик несет значительные расходы на приобретение данного имущества, но для целей расчета пропорции п. 4 ст. 170 НК РФ не может учесть их для расчета расходов ни единовременно, ни частями (в виде амортизации), так как Минфином России рекомендовано использование данных именно бухгалтерского учета.

В то же время, как указано в Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-07-11/41701, в целях применения указанной нормы НК РФ при определении совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, учитываются все расходы, относящиеся к операциям, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе часть общехозяйственных расходов, относящихся к данным операциям. При этом налогоплательщики вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, и иные показатели, утвержденные учетной политикой для целей налогообложения.

При этом НК РФ не установлено использование для расчета исключительно данных бухгалтерского учета.

На основании изложенного с учетом положений ФСБУ 25/2018 начиная с 01.01.2022 может ли налогоплательщик исчислять долю расходов по данным налогового учета?

Может ли налогоплательщик закрепить метод расчета, использующий комбинацию данных бухгалтерского и налогового учета, при этом исключив возможность задвоения учитываемых расходов? В частности, может ли учитывать амортизацию по данным налогового учета, а общехозяйственные расходы - по данным бухгалтерского учета?

Ответ:

Обязанность ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в случаях осуществления налогоплательщиком операций, подлежащих налогообложению и не облагаемых этим налогом, предусмотрена пунктом 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании абзаца седьмого пункта 4 статьи 170 Кодекса в случае, если у налогоплательщика в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), он имеет право не вести раздельный учет и принимать к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых данным налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При этом порядок определения совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, нормами главы 21 Кодекса не установлен.

В то же время в составе совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, следует учитывать все расходы, непосредственно связанные с операциями, освобождаемыми от налогообложения, а также относящуюся к указанным операциям часть расходов, связанных как с освобождаемыми операциями, так и с подлежащими налогообложению. При этом налогоплательщик вправе распределять расходы, связанные как с освобождаемыми операциями, так и подлежащими налогообложению, исходя из пропорции, для расчета которой могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, и иные показатели, утвержденные учетной политикой для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2023 N 03-07-11/9081

Вопрос:

О списании в бухучете дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и об основаниях признания задолженности безнадежной в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, с бухгалтерского учета установлен Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

В части признания задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли сообщается, что основания отнести задолженность перед налогоплательщиком к безнадежной определены в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Учитывая указанное, безнадежными долгами для целей главы 25 НК РФ признаются, в частности:

долги, по которым истек установленный срок исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ));

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (статья 419 ГК РФ).

Таким образом, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований в отдельности.

При этом признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2023 N 03-03-06/1/9234

Вопрос:

Простое товарищество (далее - Товарищество), созданное на основании договора простого товарищества от 26.11.2018 (далее - Договор простого товарищества), на возмездной основе осуществляющее деятельность по перевозке граждан (пассажиров) на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на основании свидетельств и карт маршрутов, выданных Администрацией МО, предоставляет право льготного проезда отдельным категориям граждан, имеющим право на оказание мер социальной поддержки на основании Постановления Правительства Республики.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации". Из этого документа следует, что регулярные перевозки делятся на два вида:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий граждан льготы на проезд (ст. 20 Федерального закона N 220-ФЗ).

Положения Федерального закона N 220-ФЗ не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информирования пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур определяет Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, устанавливаются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 1 Устава).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (ч. 1 ст. 20 Устава).

При осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, при этом в случае применения разных систем налогообложения размер тарифа каждого перевозчика может существенно отличаться, что противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ, в котором говорится, что цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

В настоящее время на территории МО на муниципальных маршрутах регулярных перевозок наряду с Товариществом (регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке) осуществляют деятельность по перевозке пассажиров иные перевозчики (регулярные перевозки по регулируемым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке), которые применяют единый предельно максимальный уровень тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в размере 28 руб., установленный Приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 24.06.2022 N 32/4 по заявке АМО.

Учитывая вышеизложенное:

- возникают ли основания к освобождению от налогообложения (уплаты НДС) в силу пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ для членов простого товарищества (перевозчиков), находящихся на упрощенной системе налогообложения ("доходы минус расходы"), осуществляющих пассажирские регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам на основании ст. 17 Федерального закона N 220-ФЗ по единым условиям перевозок пассажиров, по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления (при применении регулируемого тарифа, утвержденного для регулярных пассажирских перевозок, установленного органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления), в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

- каким образом следует толковать фразу диспозиции пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, а именно "...по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд...", в системном применении с иными условиями, предписанными данной нормой закона, предоставляющей право перевозчика на освобождение от уплаты НДС?

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением, в частности, НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества.

Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на одного из участников товарищества.

Кроме того, участнику товарищества предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В связи с этим участник товарищества, применяющий в отношении основной деятельности упрощенную систему налогообложения, при совершении в рамках договора простого товарищества операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, исчисляет этот налог по таким операциям в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные участнику простого товарищества, для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, принимаются к вычету в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Одновременно сообщается, что на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае если деятельность простого товарищества соответствует указанным условиям, оказываемые услуги по перевозке пассажиров освобождаются от налогообложения НДС.

При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае их приобретения для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.02.2023 N 03-07-07/7759

Вопрос:

Об учете денежных средств, полученных при реализации подарочных сертификатов организацией, применяющей метод начисления, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 Кодекса в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.

При этом при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления (подпункт 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

Учитывая, что денежные средства, полученные организацией при реализации подарочных сертификатов, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться в будущем, при применении налогоплательщиком метода начисления указанные суммы учитываются в доходах от реализации для целей налогообложения прибыли на дату непосредственной реализации товаров.

Следовательно, при применении организацией метода начисления суммы предварительной оплаты, полученные в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций до их реализации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2023 N 03-03-06/1/7462

Вопрос:

Об учете расходов на компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Нормы расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Таким образом, налогоплательщик учитывает в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах норм, установленных указанным постановлением Правительства Российской Федерации, а также при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса.

При этом в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (бензин, горюче-смазочные материалы, ремонт, износ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339

=============================================================================