Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 26.05.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДФЛ при получении имущества в случае ликвидации организации и его реализации.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

С учетом вышеизложенного сумма подлежащего налогообложению дохода, полученного налогоплательщиком при ликвидации общества, определяется исходя из рыночной стоимости переданного ему имущества, которая исчисляется исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Согласно подпункту 2.4 пункта 2 статьи 220 Кодекса при реализации и (или) ином выбытии имущества (за исключением ценных бумаг), полученного налогоплательщиком, являющимся участником организации, в случае ликвидации этой организации либо выхода (выбытия) из нее налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 220 Кодекса) налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов от реализации (погашения) и (или) иного выбытия указанного имущества и (или) имущественных прав на расходы в размере документально подтвержденной полной стоимости такого имущества, подлежащей учету при определении в целях налогообложения доходов налогоплательщика при получении указанного имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2023 N 03-04-05/31384

Вопрос:

Об НДФЛ при компенсации стоимости проезда к месту отпуска за пределами РФ и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей.

Ответ:

Положениями статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с абзацами вторым и десятым пункта 1 статьи 217 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит налогообложению стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы Российской Федерации участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающими членами его семьи не облагается налогом на доходы физических лиц только стоимость проезда (включая стоимость провоза багажа) такого работника и неработающих членов его семьи от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором они проходят пограничный контроль, и обратно.

Одновременно отмечается, что возможность применения значений ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов для целей определения размера произведенных расходов работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающих членов их семей на проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации Кодексом не предусмотрена.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2023 N 03-04-05/31271

Вопрос:

О налоге на прибыль с процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при выпуске еврооблигаций.

Ответ:

Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 (далее - Указ) установлен временный порядок исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации недружественные действия.

В соответствии с пунктом 1.3 официального разъяснения Банка России от 20 мая 2022 г. N 6-ОР (далее - Разъяснение) обязательства российских юридических лиц, связанные с выпуском иностранных долговых эмиссионных ценных бумаг (еврооблигаций) иностранными организациями, признаются исполненными надлежащим образом как перед иностранными организациями, осуществившими их выпуск, так и перед владельцами таких ценных бумаг, а также перед лицами, осуществляющими права по таким ценным бумагам, если они исполнены одним из способов, предусмотренных указанным пунктом.

На основании положений пункта 1.3 Разъяснения обязательства российских организаций перед иностранной организацией, выпустившей облигации, исполняются, в частности, путем перечисления выплат по таким облигациям напрямую владельцам облигаций либо депозитарию для последующего их перечисления владельцам облигаций.

Особенности освобождения налогового агента от обязанностей по исчислению и удержанию налога на прибыль организаций в отношении процентных доходов, выплачиваемых иностранной организации по долговым обязательствам, которые возникли в связи с размещением такими иностранными организациями обращающихся облигаций, установлены подпунктом 8 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Таким образом, при выплате процентов в соответствии с пунктом 1.3 Разъяснения напрямую владельцам облигаций либо депозитарию для последующего их перечисления владельцам облигаций положения подпункта 8 пункта 2 статьи 310 Кодекса не применяются в силу невыполнения условий, установленных указанной нормой Кодекса, в силу того что проценты не выплачиваются иностранным организациям, осуществившим выпуск таких обращающихся облигаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2023 N 03-04-06/31333

Вопрос:

Об НДС при реализации потребительским кооперативом драгоценных металлов.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Так, на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, и банкам.

Таким образом, осуществляемые потребительским кооперативом операции по реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, и банкам налогом на добавленную стоимость не облагаются.

В случае если потребительским кооперативом драгоценные металлы реализуются лицам, не поименованным в вышеуказанном подпункте 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то такая реализация драгоценных металлов подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса. При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость при указанной реализации драгоценных металлов определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 154 Кодекса, как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.04.2023 N 03-07-05/30691

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своему работнику, в том числе выполняющему трудовые обязанности за пределами РФ.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 28 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, в частности, в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, не превышающие 4 000 рублей за налоговый период.

Учитывая изложенное, материальная помощь, выплачиваемая работодателями своим работникам, в том числе осуществляющим трудовую деятельность за пределами Российской Федерации, относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, и в части, превышающей 4 000 рублей за календарный год (налоговый период), подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2. Страховые взносы

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

Таким образом, суммы материальной помощи, оказываемой российской организацией своему работнику, являющемуся гражданином Российской Федерации, в том числе выполняющему свои обязанности по трудовому договору дистанционно за пределами территории Российской Федерации, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке только в части, превышающей 4 000 рублей за календарный год.

При этом отмечается, что статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами и Кодексом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.04.2023 N 03-04-06/29885

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответ:

Статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 255 Налогового кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 317 Трудового кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Таким образом, районный коэффициент, устанавливаемый к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях учитываются в расходах на оплату труда в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.04.2023 N 03-03-06/1/29714

Вопрос:

Об НДС при заключении договоров на размещение рекламных конструкций с использованием муниципальных имущества и земельных участков и участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Операции по предоставлению прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций с использованием имущества и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в указанные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом особенности уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении вышеуказанных операций Кодексом не установлены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2023 N 03-07-11/28948

Вопрос:

Об отнесении деятельности белорусской компании по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования к приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 306 и пункта 2 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых доход иностранной организации от предпринимательской деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, налогообложению в Российской Федерации не подлежит.

Отмечается, что понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.

Согласно пункту 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ей складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 статьи 306 Кодекса.

Таким образом, Кодекс устанавливает совокупность признаков постоянного представительства, а именно:

- наличие места деятельности;

- регулярный характер такой деятельности;

- ведение предпринимательской деятельности. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место деятельности.

Выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.

Для того чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность необязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность необязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Также отмечается, что аналогичные критерии образования постоянного представительства содержатся в международных договорах об избежании двойного налогообложения, положения которых в соответствии со статьей 7 Кодекса являются приоритетными.

Таким образом, деятельность белорусской компании по оказанию услуг по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования будет приводить к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации при выполнении условий, установленных положениями статьи 306 Кодекса и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2023 N 03-08-05/29284

Вопрос:

С 01.01.2023 утратил силу пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, освобождающий от обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации. Кроме того, законодательство предусматривает, что временно пребывающие иностранные высококвалифицированные специалисты не являются застрахованными в Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Однако из положений ст. ст. 3 и 5 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "О сотрудничестве в области социального обеспечения" следует, что граждане Республики Беларусь относятся к застрахованным лицам при работе на территории Российской Федерации.

Должны ли начисляться страховые взносы на выплаты заработной платы временно пребывающему высококвалифицированному специалисту - гражданину Республики Беларусь?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и частей 1, 1.1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) иностранные граждане, временно пребывающие и работающие на территории Российской Федерации по трудовым договорам, являющиеся высококвалифицированными специалистами (далее - ВКС) в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию не относятся.

При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ, статьей 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами и Налоговым кодексом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор о ЕАЭС), участниками которого являются, в частности, Российская Федерация и Республика Беларусь, предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств - членов ЕАЭС и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Особенностей осуществления социального страхования и обеспечения для трудящихся государств - членов ЕАЭС, которые являются ВКС, Договор о ЕАЭС не содержит.

Согласно пункту 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию) относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с данным пунктом статьи 96 Договора о ЕАЭС государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность (в данном случае государством трудоустройства является Российская Федерация).

Таким образом, на основании вышеприведенных положений Договора о ЕАЭС выплаты, производимые российской организацией в рамках трудовых отношений в пользу временно пребывающего в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, независимо от того, является он ВКС или нет, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке по аналогии с обложением страховыми взносами выплат российским гражданам.

Пунктом 3 статьи 98 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов ЕАЭС и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС (Санкт-Петербург, 20 декабря 2019 года), вступившего в силу с 1 января 2021 года (далее - Соглашение), формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.

При этом в соответствии со статьей 1 Соглашения под трудящимся понимается гражданин государства-члена, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена.

Соглашение также не содержит особенностей формирования пенсионных прав трудящихся государств-членов, являющихся ВКС.

Таким образом, на основании вышеприведенных положений Соглашения выплаты, производимые российской организацией в рамках трудовых отношений в пользу временно пребывающего в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, в том числе являющегося ВКС, подлежат также обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке по аналогии с обложением страховыми взносами выплат российским гражданам.

Учитывая изложенное, с 1 января 2023 года с выплат и иных вознаграждений, производимых российской организацией в рамках трудовых отношений в пользу временно пребывающего в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, являющегося ВКС, страховые взносы, на основании статьи 425 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"), уплачиваются по единому тарифу в размере 30% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 15,1% свыше установленной единой предельной величины базы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2023 N 03-15-06/28701

Вопрос:

О выполнении брокером функций налогового агента по НДФЛ при выплате нерезиденту РФ доходов по операциям с производными финансовыми инструментами и возврате излишне удержанной суммы НДФЛ.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, исчисления и уплаты налога на доходы, в частности по операциям с производными финансовыми инструментами, предусмотрены в статье 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 5 статьи 214.1 Кодекса производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".

В соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 214.1 Кодекса доходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются доходы от реализации производных финансовых инструментов, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам. При этом доходами по операциям с базисным активом производных финансовых инструментов признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких сделок.

Пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса установлено, что финансовый результат по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса налоговым агентом при получении доходов от осуществления операций (в том числе учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете) с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, при осуществлении выплат по ценным бумагам в целях статьи 226.1, а также статьи 214.1, статей 214.3, 214.4 и 214.9 Кодекса и доходов, полученных в виде материальной выгоды от осуществления указанных операций и определяемых в соответствии со статьей 212 Кодекса, признаются доверительный управляющий или брокер, осуществляющие в интересах налогоплательщика указанные операции на основании договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, договора поручения, договора комиссии или агентского договора с налогоплательщиком.

Таким образом, в соответствии со статьей 226.1 Кодекса налоговый агент, в частности брокер, исчисляет и уплачивает налог на доходы физических лиц при получении налогоплательщиком доходов, указанных в пункте 2 статьи 226.1 Кодекса.

Согласно статье 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, получает доход от источника в Российской Федерации, то указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации в установленном порядке.

При этом пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Одновременно разъясняется, что статьей 231 Кодекса установлен общий порядок возврата налоговым агентом излишне удержанной им из дохода налогоплательщика суммы налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2023 N 03-04-05/28827