Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.06.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по НДФЛ организацией, осуществившей выплату по договору купли-продажи акций.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

При этом на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 226 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2 или абзацем вторым пункта 6 статьи 226.1 Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

Таким образом, российская организация, осуществившая выплату по договору купли-продажи акций, заключенному указанной российской организацией с налогоплательщиком - физическим лицом, признается налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц в отношении суммы такой выплаты.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2023 N 03-04-06/28797

Вопрос:

О налоге на прибыль, НДФЛ и страховых взносах при оплате работнику расходов на ГСМ, связанных с использованием личного транспорта для проезда до работы и обратно; о применении вычета НДС.

Ответ:

Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 26 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в случае если расходы налогоплательщика на оплату проезда работников к месту работы и обратно осуществлены с помощью ведомственного транспорта и в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 Кодекса.

По вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость сообщается, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

В случае если вышеперечисленные условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса, не выполнены, то оснований для применения вычета налога на добавленную стоимость не имеется.

Касательно налогообложения доходов физических лиц сообщается, что статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

По вопросу обложения страховыми взносами суммы расходов организации на оплату стоимости горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), связанных с использованием личного транспорта для проезда работников из дома до работы и обратно, сообщается, что положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим.

Учитывая, что суммы расходов организации на оплату стоимости ГСМ в связи с использованием работниками личного транспорта для проезда из дома до работы и обратно не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.03.2023 N 03-03-06/1/27888

Вопрос:

О применении пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, предоставляющей права использования собственных программ для ведения деятельности с недвижимостью.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов (в размере 7,6 процента) являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Вышеуказанные условия для применения единого пониженного тарифа страховых взносов должны выполняться организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (далее соответственно - ИТ-организация, ИТ-деятельность) одновременно.

Содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в необходимую долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим.

Исходя из положений абзаца седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности включаются доходы от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением доходов от предоставления указанных прав, если указанные права состоят, в частности, в получении услуг, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом, в отношении объектов недвижимости продавцов и (или) застройщиков и (или) объектов долевого строительства).

При этом к услугам, связанным с совершением сделок с недвижимым имуществом, относятся в том числе услуги, необходимые для совершения таких сделок, в частности подбор объекта недвижимости, сравнение его с аналогичными объектами недвижимости и условиями их продажи и др.

Таким образом, в случае если ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, не выполняет условие о необходимой доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода, то она не вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.03.2023 N 03-03-06/1/26265

Вопрос:

Об исполнении обязанности по уплате налога, формировании совокупной обязанности, начислении пеней и освобождении от ответственности за неуплату или неполную уплату налога.

Ответ:

Обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком в случаях, установленных пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Кодекса (подпункт 1 пункта 7 статьи 45 Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 11.3 Кодекса совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 указанной статьи, в валюте Российской Федерации на основе в том числе налоговых деклараций (расчетов), уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представляемых в налоговый орган.

В соответствии с пунктом 9 статьи 58 Кодекса в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена Кодексом (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений), налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, плательщики страховых взносов представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

Уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика.

Частью 12 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности.

При этом указанным положением срок представления уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов не изменялся.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункт 3 статьи 75 Кодекса).

Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 75 Кодекса в случае увеличения совокупной обязанности отражение на едином налоговом счете начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно пункту 4 статьи 122 Кодекса не признается правонарушением неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) в случае, если у налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов) со дня, на который приходится установленный настоящим Кодексом срок уплаты налога (сбора, страховых взносов), до дня вынесения решения о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 указанной статьи, непрерывно имелось положительное сальдо единого налогового счета в размере, достаточном для полной или частичной уплаты налога. В этом случае налогоплательщик (плательщик сбора, страховых взносов) освобождается от предусмотренной настоящей статьей ответственности в части, соответствующей указанному положительному сальдо единого налогового счета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.03.2023 N 03-02-07/26504

Вопрос:

В соответствии с абз. 4 п. 3 разд. II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014:

в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Организация планирует приобретать товары у казахстанского хозяйствующего субъекта с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Согласно Письму Минфина России от 01.09.2022 N 03-07-13/1/85227 положения указанного выше абз. 4 применяются в целях определения места реализации товаров продавцом, в связи с этим при приобретении у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государства за пределами Союза, положения вышеуказанного абз. 4 п. 3 разд. II Протокола не применяются и, соответственно, российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС не следует.

Вместе с тем в силу п. п. 1 - 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары у указанных иностранных лиц.

В случае приобретения обществом товаров у хозяйствующего субъекта, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации признается ли местом реализации этих товаров Российская Федерация и обязана ли организация на основании ст. 161 НК РФ определять налоговую базу и уплачивать НДС в качестве налогового агента?

Ответ:

Согласно абзацу четвертому пункта 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (далее соответственно - Протокол, Договор, ЕАЭС), в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории ЕАЭС и завершена в другом государстве - члене ЕАЭС, местом реализации товара признается территория государства - члена ЕАЭС, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Положения данного абзаца четвертого пункта 3 Протокола применяются в целях определения места реализации товара продавцом, а не покупателем товара.

Кроме того, статьей 72 Договора определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.

Разделом I "Общие положения" Протокола предусмотрено, что под импортом товаров понимается ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС.

Таким образом, в целях налога на добавленную стоимость ввоз из государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, в Российскую Федерацию товаров, приобретенных российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, не признается импортом товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС и, соответственно, в отношении такого ввоза положения Договора и Протокола не применяются.

При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз товаров в Российскую Федерацию признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим при ввозе из государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, в Российскую Федерацию товаров, приобретенных российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, налог на добавленную стоимость подлежит уплате таможенным органам Российской Федерации.

В связи с этим российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не следует.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.03.2023 N 03-07-13/1/25667

Вопрос:

О применении освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества.

Ответ:

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги общественного питания, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

- сумма доходов таких организации или индивидуального предпринимателя, определяемых в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" или 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса, не превысила в совокупности два миллиарда рублей;

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов. При этом доходы определяются в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.2 Кодекса;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" условие будет применяться с 1 января 2024 года).

Таким образом, нормы указанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусматривают, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышепоименованных услуг общественного питания предоставляется непосредственно организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении ими установленных условий. В связи с этим в отношении услуг общественного питания, оказываемых товарищами в рамках договора простого товарищества, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2023 N 03-07-07/25410

Вопрос:

О выставлении счетов-фактур организацией - участником проекта, использующей право на освобождение от НДС, и утрате права на такое освобождение.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 145.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация, получившая статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые участником проекта, использующим право на данное освобождение, налогом на добавленную стоимость не облагаются и, соответственно, счета-фактуры по таким операциям выставляются участником проекта покупателям в порядке, установленном статьями 168 и 169 Кодекса. При этом нормы главы 21 Кодекса не содержат запрета для участника проекта, использующего освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, выставлять покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Что касается утраты права на применение освобождения от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 2 статьи 145.1 Кодекса участник проекта утрачивает данное право в случае, если:

утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;

совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

При этом выставление участником проекта покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость не является основанием для утраты права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2023 N 03-07-07/25320

Вопрос:

Об НДС при передаче ИП организации лома и отходов драгоценных металлов, ранее приобретенных у физлиц (не признаваемых налогоплательщиками НДС), для производства ювелирных изделий и их возврата ИП.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Принимая во внимание, что на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, передача индивидуальным предпринимателем производственному предприятию лома и отходов драгоценных металлов, ранее приобретенных у физических лиц (не признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС)), для производства ювелирных изделий и возврат производственным предприятием индивидуальному предприятию произведенных драгоценных металлов объектом налогообложения НДС не признаются.

Также отмечается, что оказываемые производственным предприятием услуги по производству ювелирных изделий из давальческого сырья подлежат налогообложению НДС на основании вышеуказанного подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2023 N 03-07-11/25136

Вопрос:

Существует ли необходимость в оформлении первичного документа "Товарно-транспортная накладная" при перевозке товарно-материальных ценностей (неэтилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) для подтверждения транспортных расходов в целях налогообложения прибыли, вычета по НДС, а также подтверждения факта доставки груза грузоперевозчиком в адрес покупателя по договору перевозки?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим обязательные реквизиты, определенные Законом N 402-ФЗ.

Кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 Кодекса, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Таким образом, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае оформления любыми документами, подтверждающими совершение факта хозяйственной жизни и соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.

Что касается принятия к вычету налога на добавленную стоимость, то пунктом 1 статьи 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.03.2023 N 03-07-11/23920

Вопрос:

Об НДФЛ с процентов по вкладам в банках по договорам, заключенным доверительным управляющим.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Пунктом 3 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего.

Учитывая изложенное, обложение налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по вкладам в банках по договорам, заключенным доверительным управляющим, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 214.2 Кодекса в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и максимального значения ключевой ставки Банка России из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в указанном налоговом периоде, с учетом особенностей, установленных статьей 214.2 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 214.2 Кодекса банк либо государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" в отношении банков (в случае если указанная государственная корпорация осуществляет функции временной администрации или полномочия конкурсного управляющего (ликвидатора) банка) обязаны представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию в электронной форме о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.03.2023 N 03-04-06/23251