Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 04.08.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, лишенной в январе 2023 г. документа о госаккредитации и получившей его снова в марте 2023 г.

Ответ:

Из вопроса следует, что организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, в январе 2023 года была лишена государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом в марте 2023 года указанная организация снова получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Вышеуказанные условия для применения единого пониженного тарифа страховых взносов должны выполняться организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, одновременно.

Исходя из положений абзаца восемнадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца восемнадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса в случае лишения организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, государственной аккредитации данная организация лишается права применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций с начала налогового периода, а пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором данная организация лишена государственной аккредитации.

В этой связи организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, в результате лишения ее государственной аккредитации в январе 2023 года не вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов с начала 2023 года.

При этом, учитывая, что документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, получен данной организацией снова в марте 2023 года, то при выполнении условия о необходимой 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий по итогам отчетных (налогового, расчетного) периодов 2023 года такая организация вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций с начала налогового периода (с начала 2023 года), а единый пониженный тариф страховых взносов с месяца получения указанного документа о государственной аккредитации (с марта 2023 года).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2023 N 03-03-06/1/38345

Вопрос:

Об учете IT-организацией доходов от разработки программно-аппаратных комплексов и их реализации в целях применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, с 2022 года условиями применения пониженных тарифов страховых взносов (в совокупном размере 7,6 процента) являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из абзацев десятого и одиннадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев десятого и одиннадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса в 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий учитываются доходы:

- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК) при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке ПАК и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минцифры России), а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- от реализации разработанных данной организацией ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) ПАК учитываются в 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий только при наличии документа, выданного Минцифры России и подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке ПАК.

Доходы от реализации разработанных организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, ПАК учитываются в 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий только при условии, что данные ПАК включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, который согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 ведется Минцифры России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2023 N 03-03-06/1/38347

Вопрос:

Организация (далее - ООО, Общество) в рамках Концессионного соглашения (далее - Соглашение) осуществляет строительство горнолыжного семейного курорта, предназначенного для организации отдыха граждан и иной туристической деятельности, в рамках которой будет осуществлять реализацию товаров, работ, услуг.

В настоящий момент ООО организует проектирование и строительство объекта Соглашения силами привлеченных подрядчиков и поставщиков товаров, работ, услуг.

Впоследствии, на этапе эксплуатации, Общество планирует оказывать следующие услуги:

- катание на горнолыжных трассах курорта (продажа ски-пассов);

- гостиничные услуги;

- организация питания, а также предоставление продуктов питания и напитков;

- прокат горнолыжного инвентаря, продажа товаров для отдыха и спортивных товаров;

- сдача в аренду помещений.

ООО применяет ОСН. Гостиницы курорта планируется включить в реестр объектов туристской индустрии согласно пп. 18 и 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, что позволит применять в отношении услуг по проживанию ставку НДС в размере 0% в порядке, установленном НК РФ.

ООО поданы документы на получение статуса резидента ТОР. Ожидаемый срок получения статуса резидента ТОР - сентябрь 2023 г.

В момент начала деятельности по проектированию и строительству ООО приобретает право на налоговые вычеты по НДС, предусмотренные п. 6 ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ, а также на возврат суммы НДС из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ.

Каков порядок применения вычетов по НДС и возмещения НДС из бюджета РФ при проектировании и строительстве круглогодичного семейного горнолыжного курорта согласно ст. ст. 171, 172, 176 и 176.1 НК РФ?

Ответ:

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно пункту 1 статьи 174.1 Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 данной статьи Кодекса концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами концессионеру, в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 6 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным в процессе проектирования и строительства объекта концессионного соглашения, который после ввода в эксплуатацию будет использоваться для операций, подлежащих налогообложению данным налогом, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса. При этом концессионеру необходимо учитывать положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, согласно которым суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).

Что касается возмещения сумм налога на добавленную стоимость, то пунктом 2 статьи 173 Кодекса предусмотрено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2023 N 03-07-11/37955

Вопрос:

Организация (ООО) - резидент РФ оказывает контрагенту ААА (резиденту Республики Киргизия) по договору транспортно-экспедиторские услуги, организует перевозку грузов из США в Киргизию и из Китая в Киргизию. Какую ставку НДС использовать при выполнении этих услуг?

Ответ:

Порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Поскольку транспортно-экспедиторские услуги по организации перевозки грузов не поименованы в подпунктах 1 - 4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации оказываемых российской организацией хозяйствующему субъекту Киргизской Республики транспортно-экспедиторских услуг по организации перевозки грузов из США и Китая в Киргизскую Республику на основании положений Протокола признается территория Российской Федерации. При этом в отношении данных услуг применяется ставка налога на добавленную стоимость, предусмотренная статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Поскольку пунктом 1 указанной статьи 164 Кодекса применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении услуг по организации перевозок грузов за пределами территории Российской Федерации не предусмотрено, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-07-13/1/37236

Вопрос:

Об акцизах в отношении спиртосодержащей непищевой продукции.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 данного пункта, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, признается подакцизным товаром.

При этом в целях настоящей главы 22 "Акцизы" Кодекса не рассматриваются как подакцизные товары в том числе следующие товары:

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке;

спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 187 Кодекса установлено, что налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 193 Кодекса на 2023 г. ставка акциза на спиртосодержащую продукцию установлена в размере 613 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

На основании пункта 1 статьи 194 Кодекса сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-13-10/37037

Вопрос:

Об определении расчетной выручки по НДД при сдаче налогоплательщиком в аренду ОС.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 7 пункта 3 статьи 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к деятельности налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр относится деятельность по приобретению, сооружению, изготовлению, доставке объектов основных средств, являющихся объектами дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимыми для осуществления деятельности по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья на участке недр, а также по разведке, добыче (извлечению из недр), хранению, транспортировке углеводородного сырья (любой смеси в газообразном и (или) жидком состоянии, содержащей углеводородное сырье), добытого на участке недр, и по доведению указанных объектов основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования, осуществляемая налогоплательщиком собственными силами или с привлечением третьих лиц (с учетом особенностей, установленных пунктом 4 статьи 333.43 Кодекса) (далее - основные средства).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 333.46 Кодекса, в случае если налогоплательщик в течение налогового (отчетного) периода по налогу на дополнительный доход (далее - НДД) осуществляет деятельность, указанную в подпункте 6 пункта 3 статьи 333.43 Кодекса, величина расчетной выручки за этот налоговый (отчетный) период увеличивается на сумму доходов от осуществления такой деятельности, определяемую в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

При этом подпунктом 6 пункта 3 статьи 333.43 Кодекса установлено, что к деятельности налогоплательщика по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья на участке недр относится также деятельность по сдаче в аренду лицу, оказывающему услуги (выполняющему работы) налогоплательщику, связанные с осуществлением одного или нескольких видов деятельности, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 3 статьи 333.43 Кодекса, имущества, используемого при осуществлении указанных видов деятельности.

Вместе с тем в соответствии со статьей 333.50 Кодекса налоговой базой по НДД признается денежное выражение дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на участке недр. При этом согласно пункту 2 статьи 333.45 Кодекса дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, определяемая в порядке, установленном главой 25.4 Кодекса, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр и величину расчетных расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, определяемых в порядке, установленном главой 25.4 Кодекса.

Учитывая изложенное, в случае если стоимость услуг по сдаче в аренду основных средств, предоставленных налогоплательщиком НДД арендатору, входит в состав затрат, предъявляемых арендодателем плательщику НДД, и уменьшает налоговую базу по НДД, то величина расчетной выручки при расчете НДД должна увеличиваться на сумму арендных платежей, полученных налогоплательщиком НДД за услуги по сдаче в аренду основных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.04.2023 N 03-06-06-01/36436

Вопрос:

Об НДС при выполнении российской организацией белорусскому хозяйствующему субъекту работ по капремонту авиационных двигателей воздушного судна, ввезенного в Беларусь из иностранного государства.

Ответ:

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

Согласно подпункту 2 пункта 29 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, признается территория того государства - члена ЕАЭС, на территории которого находится такое имущество.

Таким образом, местом реализации работ по капитальному ремонту авиационных двигателей, выполняемых российской организацией по договору с белорусским хозяйствующим субъектом на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 28 Протокола установлено, что при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки налога на добавленную стоимость, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории Российской Федерации облагаются по ставке налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, установлен пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Работы по ремонту движимого имущества, в том числе авиационных двигателей воздушного судна, ранее ввезенного на территорию другого государства - члена ЕАЭС с территории иностранного государства в таможенной процедуре переработки на таможенной территории, в указанный перечень не включены.

Учитывая изложенное, выполняемые российской организацией на территории Российской Федерации по договору с белорусским хозяйствующим субъектом работы по капитальному ремонту авиационных двигателей воздушного судна, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь с территории иностранного государства в таможенной процедуре переработки на таможенной территории, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2023 N 03-07-13/1/35860

Вопрос:

Об НДС при приобретении в 2022 г. у иностранного лица услуг по предоставлению прав на использование товарного знака, местом реализации которых признается РФ, в случае прощения долга по их оплате.

Ответ:

На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса в 2022 году уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производилась по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не было предусмотрено Кодексом.

Иной порядок уплаты налога был установлен пунктом 4 статьи 174 Кодекса для налоговых агентов, перечисляющих денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых являлась территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах либо состоящих на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке. Согласно такому порядку уплата налога производилась налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным иностранным лицам.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая в 2022 году у иностранного лица вышеуказанные услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязательство по оплате которых прекращается прощением долга, должна была уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 174 Кодекса. При этом российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующую сумму налога, имеет право на вычет данной суммы на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2023 N 03-07-08/35854

Вопрос:

О ставке НДС при реализации предприятиями общественного питания блинов, в том числе с начинкой.

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, поименованных в данном подпункте пункта 2 статьи 164 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - перечень).

В связи с этим налогоплательщики вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продовольственных товаров (продовольственной продукции), коды видов которых в соответствии с ОКПД 2 указаны в перечне. В отношении реализации продовольственных товаров (продовольственной продукции), коды видов которых в соответствии с ОКПД 2 не поименованы в перечне, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Также отмечается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2023 N 03-07-07/35544

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости санаторно-курортных путевок для работников и членов их семей.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит налогообложению в установленном порядке.

Вместе с тем статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

Согласно пункту 9 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно).

Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 217 Кодекса освобождается от налогообложения стоимость санаторно-курортных путевок, предоставляемых за счет средств организации лицам, указанным в пункте 9 статьи 217 Кодекса, однократно в отношении каждой категории лиц, в частности работнику и каждому члену его семьи.

В случае предоставления одному и тому же лицу нескольких путевок в одном налоговом периоде налогоплательщик вправе выбрать путевку в целях освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 9 статьи 217 Кодекса.

Кроме того, пунктом 31 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.

2. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Таким образом, в случае если частичную оплату стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации для своих работников производит организация-работодатель, то такие расходы являются объектом обложения страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В случае если оплата стоимости путевок производится организацией в пользу лиц, не состоящих с ней в трудовых отношениях, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2023 N 03-04-06/35707