Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 11.08.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об определении государственных автомобильных дорог общего пользования в целях применения организацией льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых такими дорогами.

Ответ:

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения земельным налогом освобождаются организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

Таким образом, в целях применения положений подпункта 2 пункта 1 статьи 395 Кодекса к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации.

Для подтверждения права на льготу по земельному налогу рекомендуется обратиться в налоговые органы по месту нахождения земельных участков с полным пакетом документов, подтверждающих право на льготу по земельному налогу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2023 N 03-05-05-02/35485

Вопрос:

Об НДФЛ при получении вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ и за ее пределами.

Ответ:

На основании статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо - получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1, пунктов 2 - 4 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

При этом пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Вместе с тем на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 процентов, за исключением доходов, которые подлежат налогообложению по иным ставкам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2023 N 03-04-05/35430

Вопрос:

О представлении уведомления о КИК, учете прибыли КИК, если контролирующее лицо прекратило участие в КИК, и уменьшении прибыли КИК на сумму выплаченных дивидендов в целях налога на прибыль.

Ответ:

1. По вопросу подачи уведомления об участии в иностранной организации и уведомления о контролируемых иностранных компаниях

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

При этом в случае если контролирующее лицо прекратило участие в контролируемой этим лицом иностранной компании по причине ее реорганизации путем присоединения к одной контролируемой иностранной компании нескольких контролируемых иностранных компаний, то уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в отношении контролируемой иностранной компании - правопреемника.

Одновременно обращается внимание, что в соответствии с абзацем пятым пункта 3 статьи 25.14 Кодекса в случае прекращения участия в иностранной организации налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации).

2. По вопросу учета прибыли иностранной контролируемой компании

Прибыль контролируемой иностранной компании, определяемая в соответствии с Кодексом, приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главами 23 и 25 части второй Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 25.15 Кодекса.

Одновременно отмечается, что в случае если контролирующее лицо прекратило участие в контролируемой этим лицом иностранной компании по причине ее реорганизации путем присоединения к одной контролируемой иностранной компании нескольких контролируемых иностранных компаний, то такой факт реорганизации контролируемой иностранной компании сам по себе не является основанием для исключения прибыли такой компании при определении прибыли контролируемой иностранной компании - правопреемника.

При этом у налогоплательщика сохраняется фактическое право на сумму прибыли реорганизованной контролируемой иностранной компании за финансовый год, предшествующий финансовому году, в котором произошла реорганизация путем присоединения, и при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такая прибыль учитывается налогоплательщиком - контролирующим лицом на последнее число налогового периода, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания финансового года реорганизованной контролируемой иностранной компании, в размере суммы прибыли, на которую у такого налогоплательщика сохраняется фактическое право.

3. По вопросу возможности уменьшения прибыли контролируемой иностранной компании на сумму выплаченных дивидендов

Согласно пункту 1 статьи 25.15 Кодекса прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса.

При этом прибыль контролируемой иностранной компании уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 309.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.04.2023 N 03-12-11/2/35398

Вопрос:

О формировании резерва под обесценение ценных бумаг в случае реорганизации кредитной организации в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно статье 300 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления.

Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва).

Резервы создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался резерв, отчисления на создание (корректировку) которого ранее были учтены при определении налоговой базы, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Из указанных положений статьи 300 НК РФ следует, что резерв под обесценение ценных бумаг в описанном выше порядке создается по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в отношении ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика. При этом в статье 300 НК РФ отсутствуют ограничения по созданию резерва под обесценение ценных бумаг в отношении ценных бумаг, полученных налогоплательщиком в порядке правопреемства.

В целях главы 25 НК РФ расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права (пункт 2.1 статьи 252 НК РФ).

Учитывая указанное, ценой приобретения ценных бумаг, полученных налогоплательщиком в порядке правопреемства при реорганизации, являются расходы на приобретение таких ценных бумаг по данным налогового учета правопредшественника.

Данный подход подтверждается судебной практикой. В частности, как указано в пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), поскольку реорганизация не изменяет порядок налогообложения, исходя из пункта 1 статьи 277 НК РФ для определения налоговой базы при выбытии ценных бумаг налогоплательщиком может быть принята в том числе цена приобретения ценных бумаг его правопредшественником.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2023 N 03-03-06/2/31658

Вопрос:

Об учете заблокированных активов на корреспондентских счетах в банках-нерезидентах в качестве сомнительного долга либо безнадежной дебиторской задолженности в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности в порядке, указанном в пункте 4 статьи 266 НК РФ.

При этом, как указано в пункте 1 статьи 266 НК РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида (за исключением задолженности, образовавшейся в 2022 и 2023 годах, по долговым ценным бумагам, указанным в подпункте 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ), в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Таким образом, в формировании резерва по сомнительным долгам может участвовать только задолженность, отвечающая критериям сомнительного долга, установленным в пункте 1 статьи 266 НК РФ.

Учитывая указанное, если задолженность соответствует критериям сомнительного долга, то она участвует в формировании резерва по сомнительным долгам.

В отношении признания задолженности безнадежной сообщается следующее. Пунктом 2 статьи 266 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для признания задолженности перед налогоплательщиком безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, если дебиторская задолженность соответствует основаниям, поименованным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, то налогоплательщик вправе признать такую дебиторскую задолженность безнадежной и учесть ее в составе внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.04.2023 N 03-03-06/1/30736

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при выплате суточных при направлении работника в командировку на территорию ЛНР, а также о страховых взносах и налоге на прибыль при выплате работнику безотчетных сумм.

Ответ:

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В соответствии с положениями статьи 168 Трудового кодекса в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в том числе суточные и полевое довольствие.

При этом указанные расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы на командировки в виде суточных учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в случае соответствия их критериям, установленным в статье 252 Налогового кодекса.

Касательно вопросов обложения страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц суточных, выплачиваемых работникам в связи с направлением их в служебные командировки на территорию Луганской Народной Республики (далее - ЛНР), сообщается.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Налогового кодекса при оплате плательщиками расходов на командировки работников не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации, суточные, выплачиваемые в размерах, установленных актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, работникам при направлении их в служебные командировки на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, курортный сбор, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

В настоящее время размер суточных, выплачиваемых работникам при направлении в служебные командировки на территорию ЛНР, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 N 1915 (далее - постановление N 1915) и в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления N 1915 составляет 8480 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.

При этом исходя из положений пункта 1 постановления N 1915 суточные в упомянутом размере подлежат возмещению не только работникам организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, но и работникам иных организаций, принимающим непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в период нахождения их в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в случае, если суточные выплачиваются работникам при направлении их в служебные командировки на территорию ЛНР в порядке, установленном постановлением N 1915, в размере 8480 руб., указанные суточные не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 217 и пункта 2 статьи 422 Налогового кодекса.

Также отмечается, что не подлежат обложению страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц выплаты работнику в виде безотчетных сумм, предусмотренных актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, в целях возмещения указанному работнику дополнительных расходов, связанных с командированием его на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке (пункт 1 статьи 217 и пункт 2 статьи 422 Налогового кодекса).

Вместе с тем сообщается, что положениями подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса предусмотрена возможность учитывать указанные безотчетные суммы в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2023 N 03-03-06/1/29254

Вопрос:

Об учете общехозяйственных расходов при исчислении налога на прибыль НКО, осуществляющей предпринимательскую и уставную деятельность.

Ответ:

В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для НКО установлена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет иных источников (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

При этом учет расходов для целей главы 25 НК РФ осуществляется в соответствии с положениями статьи 272 НК РФ.

Так, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 НК РФ, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ (пункт 1 статьи 272 НК РФ).

Если расходы не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, то они распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Однако данный порядок не применяется к расходам некоммерческой организации (далее - НКО), относящимся к уставной некоммерческой деятельности, которые должны осуществляться за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы (абзац 4 пункта 1 статьи 272 НК РФ).

Следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы, полученные НКО от предпринимательской деятельности, могут быть уменьшены такими организациями только на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности.

В то же время если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, полученные доходы от которой направляет на осуществление расходов, относящихся к уставной некоммерческой деятельности, то указанные расходы не подлежат распределению в порядке, установленном пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Таким образом, если НКО производит общехозяйственные расходы (расходы на оплату труда, коммунальные расходы и т.п.), по которым невозможно определить, что такие расходы относятся к предпринимательской деятельности, то данные расходы учитываются в рамках раздельного учета целевых поступлений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.03.2023 N 03-03-06/1/26763

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате российским ООО дивидендов ЗПИФу.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено Кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом.

При этом налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются организации (юридические лица) (статья 246 Кодекса).

Вместе с тем согласно статье 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Учитывая изложенное, российская организация (общество с ограниченной ответственностью) не признается налоговым агентом и не удерживает налог на прибыль организаций с дивидендов, выплачиваемых паевому инвестиционному фонду.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.03.2023 N 03-03-06/1/26273

=============================================================================