Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.08.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об амортизации НМА, если налогоплательщик не несет расходов, связанных с его безвозмездным получением, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации амортизируемого имущества (за исключением объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 Кодекса и налогового вычета в соответствии со статьей 343.6 Кодекса) налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества, которая определяется в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 257 Кодекса.

При этом пунктом 3 статьи 257 Кодекса установлено, что первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Иного порядка формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, полученных безвозмездно, Кодекс не содержит.

Таким образом, в случае если налогоплательщик не несет расходов, связанных с безвозмездным получением нематериального актива, первоначальная стоимость такого актива равна нулю, вследствие чего амортизация по такому активу не начисляется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.07.2023 N 03-03-06/1/62018

Вопрос:

О применении пониженной ставки по налогу на прибыль участником РИП, имеющим обособленные подразделения.

Ответ:

Налогоплательщиком - участником региональных инвестиционных проектов (далее - участник РИП) признается российская организация, которая получила в порядке, установленном главой 3.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статус участника РИП и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 2 - 5 статьи 284.3 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных пунктом 1.5 статьи 284 НК РФ, отвечает одновременно требованиям, установленным статьей 25.9 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ).

Одним из таких требований является отсутствие у организации в ее составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется РИП (абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ).

В силу норм пункта 2 статьи 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Таким образом, организация, имеющая обособленное подразделение, расположенное за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется РИП, не может быть признана налогоплательщиком - участником РИП, так как не соблюдено вышеуказанное требование.

В то же время в случае если обособленные подразделения налогоплательщика - участника РИП расположены исключительно на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых реализуется РИП, предусматривающий производство товаров в рамках единого технологического процесса, то налогоплательщик - участник РИП вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций.

При этом обращается внимание, что для целей налогообложения в силу статьи 11 НК РФ понятия, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" под "единым технологическим процессом" понимается совокупность научно и практически обоснованных производственных и технологических операций, необходимых для производства одного или одновременно нескольких видов промышленной продукции, определенных на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.06.2023 N 03-03-06/1/60503

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль стоимости ГСМ и ремонта, возмещаемой работнику, получившему компенсацию за использование для служебных поездок личного автомобиля.

Ответ:

Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Нормы расходов организации на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

Следовательно, налогоплательщик вправе учесть в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах установленных норм, а также при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

Поскольку в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт), стоимость горюче-смазочных материалов и ремонта, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автомобиль в служебных целях, не может быть повторно включена в состав расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502

Вопрос:

Об учете расходов на оплату жилья работников в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, если расходы организации на оплату жилья работников являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре, то такие расходы для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в составе расходов как заработная плата, выраженная в натуральной форме, при условии их соответствия требованиям статьи 252 НК РФ.

Одновременно сообщается, что порядок формирования цены договора не является предметом регулирования НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.06.2023 N 03-03-06/1/60092

Вопрос:

Трудовые договоры с работниками предусматривают выплату им компенсации на содержание их детей в детских дошкольных учреждениях (детских садах). Эта компенсация не зависит от квалификации работников и качества выполняемой работы. Правомерно ли, учитывая социальный характер данной компенсации и отсутствие прямой взаимосвязи с выполнением трудовых обязанностей, не начислять на нее страховые взносы?

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

При этом перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 422 Налогового кодекса, является исчерпывающим и не содержит сумм компенсации работодателем платы работников за содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

Таким образом, суммы компенсации платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, выплачиваемой работодателем своим работникам в соответствии с трудовыми договорами, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

При этом обращается внимание, что к выплатам в рамках трудовых отношений относятся не только суммы оплаты труда, но и выплаты социального, компенсационного характера, производимые на основании трудового или коллективного договоров, локальных актов организации, за исключением поименованных в статье 422 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.06.2023 N 03-15-05/60166

Вопрос:

Об определении торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания в целях исчисления налога на имущество организаций в отношении торговых центров (комплексов).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, торговых центров (комплексов) и нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения указанных объектов.

Торговым центром (комплексом) в целях применения статьи 378.2 Кодекса признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных пунктом 4 указанной статьи, в частности:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Глава 30 Кодекса не содержит определения понятий "торговый объект", "объект общественного питания", "объект бытового обслуживания".

На основании статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие торгового объекта определено Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", из которых следует, что торговым объектом признается здание (часть здания), строение (часть строения), сооружение (часть сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Согласно ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под объектом общественного питания понимается имущественный комплекс, используемый для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания.

ГОСТ Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" бытовое обслуживание населения определяется как отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), то есть услуг, связанных с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов.

Приказом Минпромторга России от 10.05.2016 N 1471 утверждены собирательные классификационные группировки видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и продукции (товаров и услуг) "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Таким образом, при определении торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания в целях применения положений статьи 378.2 Кодекса целесообразно руководствоваться указанными выше актами и критериями, установленными статьей 378.2 Кодекса.

Одновременно обращается внимание, что при невозможности однозначного отнесения объекта недвижимости к объектам, подлежащим налогообложению в соответствии со статьей 378.2 Кодекса, на основании данных Единого государственного реестра недвижимости или документов технического учета (инвентаризации) уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации следует определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений, помещений) в соответствии с порядком, устанавливаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2023 N 03-05-04-01/59029

Вопрос:

Об НДС при перечислении сумм предварительной (частичной) оплаты, если товары не приобретаются, и о налоге на прибыль при безвозмездной передаче имущества (работ, услуг, имущественных прав).

Ответ:

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг).

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению. При этом восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 172 Кодекса одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) является принятие на учет товаров (работ, услуг).

Таким образом, если покупателем, перечислившим суммы предварительной оплаты (частичной оплаты), товары (работы, услуги) в счет этой оплаты (частичной оплаты) не приобретаются, то принятые к вычету покупателем суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг) по предварительной оплате (частичной оплате), подлежат восстановлению.

Что касается налога на прибыль организаций, то на основании пункта 16 статьи 270 Кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.06.2023 N 03-03-06/2/58395

Вопрос:

Об НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых физлицам по договорам участия в долевом строительстве апартаментов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно подпункту 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве (создании) объектов производственного назначения, к которым в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Таким образом, услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, согласно которым объектом долевого строительства являются апартаменты для проживания физических лиц, освобождаются от налогообложения НДС, если такие объекты, не являясь объектами производственного назначения, приобретаются для личного (индивидуального или семейного) использования. В связи с этим получаемые застройщиком от участников долевого строительства денежные средства в счет оплаты указанных услуг, освобождаемых от налогообложения НДС на основании подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в налоговую базу по НДС не включаются.

Что касается денежных средств, получаемых застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, то на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Поэтому денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не включаются у застройщика в налоговую базу по НДС при условии, что строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика.

Учитывая изложенное, если согласно договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, объектом долевого строительства являются апартаменты для проживания физических лиц, предназначенные для личного (индивидуального или семейного) использования, и строительство (создание) таких объектов долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика, то суммы денежных средств, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в счет оплаты услуг застройщика, освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, и в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) указанных объектов долевого строительства, в налоговую базу по НДС у застройщика не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.06.2023 N 03-07-07/58085

Вопрос:

Об исполнении кредитными организациями решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в банках в отношении залоговых счетов и счетов эскроу.

Ответ:

Согласно пункту 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 указанной статьи, и открытия банком этой организации и этим лицам счета и (или) предоставления банком этой организации права использовать новые корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) для переводов электронных денежных средств все расходные операции по вновь открытым счетам и (или) по переводу электронных денежных средств этой организации и этих лиц прекращаются банком со дня открытия соответствующего счета и (или) предоставления права использовать корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) до прекращения действия приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках либо до отмены налоговым органом приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках в соответствии с пунктами 9.1 и 9.3 статьи 76 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 76 Налогового кодекса не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

Налоговым кодексом не предусмотрено неприменение статьи 76 Налогового кодекса в отношении иных счетов, открытых на основании договора банковского счета.

Согласно части 7 статьи 358.9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не предусмотрено указанной статьей и статьями 358.10 - 358.14 Гражданского кодекса, к договору об открытии залогового счета применяются правила главы 45 Гражданского кодекса.

Вместе с тем статьями 358.12 - 358.14 Гражданского кодекса предусмотрены ограничения, которые применяются к залоговым счетам, денежные средства по которым заложены.

Согласно части 3 статьи 358.12 Гражданского кодекса при заключении договора залога прав залогодателя по договору банковского счета в отношении твердой денежной суммы залогодатель без согласия в письменной форме залогодержателя не вправе давать банку распоряжения, в результате исполнения которых сумма денежных средств на залоговом счете станет ниже указанной твердой денежной суммы, а банк не вправе исполнять такие распоряжения.

Таким образом, в случае заключения указанного договора налогоплательщик-залогодатель не вправе самостоятельно распоряжаться суммой средств на залоговом счете, являющейся предметом залога, следовательно, налогоплательщик обладает ограниченным правом собственности на такие денежные средства на залоговом счете.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 860.7 Гражданского кодекса по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором по счету эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты - бенефициару. Распоряжение денежными средствами, находящимися на счете эскроу, осуществляется в порядке, предусмотренном параграфом 3 Гражданского кодекса. К отношениям сторон применяются общие положения о банковском счете и договоре эскроу (глава 47.1), если иное не предусмотрено указанной статьей и статьями 860.8 - 860.10 Гражданского кодекса или не вытекает из существа отношений сторон.

Согласно частям 1 и 2 статьи 860.8 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором, ни депонент, ни бенефициар не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу, за исключением случаев, указанных в названной статье. Зачисление на счет эскроу иных денежных средств депонента, за исключением депонируемой суммы, указанной в договоре эскроу, не допускается.

Приостановление операций по счету эскроу, арест или списание денежных средств, находящихся на счете эскроу, по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускаются (часть 4 статьи 860.8 Гражданского кодекса).

Учитывая изложенное, кредитные организации, в которых открыты перечисленные в вопросе счета, при исполнении решений налоговых органов о приостановлении операций по этим счетам в банках должны учитывать положения законодательства Российской Федерации, в том числе не относящиеся к законодательству о налогах и сборах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2023 N 03-02-07/57566

Вопрос:

О требованиях к подтверждающим расходы первичным учетным документам в электронном виде в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2023 N 03-03-06/1/57560