Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 01.09.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете стоимости излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250 НК РФ (пункт 2 статьи 254 НК РФ).

Следовательно, стоимость излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2023 N 03-03-06/1/57556

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта), на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

При этом для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем реквизитов и порядком оформления или формирования путевых листов, утвержденными приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390 "Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", и порядка оформления или формирования путевого листа".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2023 N 03-03-06/1/57550

Вопрос:

Банк просит дать разъяснения о порядке применения положений ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при осуществлении операций по выдаче займов в драгоценных металлах путем изъятия слитков из хранилища юридическим лицам - резидентам РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается осуществление банками банковских операций, в том числе осуществление операций по привлечению и размещению драгоценных металлов. Одновременно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что от обложения НДС освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками организациям, не являющимся банками, при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ или хранилищах банков). В целях НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).

Исходя из буквального толкования налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика применять пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ и пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ одновременно. Освобождение от НДС операций по привлечению и размещению драгоценных металлов, предусмотренное пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, действует независимо от того, остаются ли слитки драгоценных металлов, переданные по договору займа, в хранилище или нет.

Учитывая изложенное, предоставление кредитной организацией клиенту займа в драгоценном металле в слитках, в том числе в случае если драгоценный металл покидает хранилище, освобождается от обложения НДС как в части передачи кредитором заемщику драгоценного металла, подлежащего возврату заемщиком кредитору по договору займа, так и в части процентов по рассматриваемой операции займа в случае их выплаты также в виде драгоценного металла. Верна ли позиция Банка?

Согласно ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества.

При этом на основании п. 4.2.2 "ГОСТ 28058-2015. Межгосударственный стандарт. Золото в слитках. Технические условия", введенного в действие Приказом Росстандарта от 03.06.2016 N 515-ст, масса стандартного слитка составляет от 11 000,0 до 13 300,0 г.

В связи с изложенным верно ли, что в случае, если клиент погашает ранее полученный заем путем внесения драгоценного металла того же рода и качества, масса которого отличается от массы изначально предоставленного кредитной организацией в заем драгоценного металла в большую или меньшую сторону в связи с отличием в массе самих стандартных слитков драгоценного металла, такая операция не подлежит обложению НДС?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе осуществление операций по размещению привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет.

На основании подпункта 9 пункта 3 данной статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса) банкам, а также по реализации драгоценных металлов в слитках банками организациям, не являющимся банками, при условии, что эти слитки остаются в хранилищах банков.

В соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Учитывая изложенное, операции банка по предоставлению займов в драгоценных металлах организации, не являющейся банком, путем поставки слитков драгоценных металлов в физической форме, то есть с изъятием из хранилища банка-заимодавца, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом осуществляемые указанной организацией-заемщиком (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса) операции по передаче банку драгоценных металлов в слитках в счет исполнения обязательств по договору займа в драгоценных металлах освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.06.2023 N 03-07-05/55171

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при реализации товаров (работ, услуг), оплачиваемых после отгрузки в рублях по курсу иностранной валюты (у.е.), увеличенному на определенный процент.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).

В соответствии с пунктом 4 статьи 153 Кодекса, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Разницы в сумме налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено после отгрузки этих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рублях в сумме, эквивалентной определенной договором сумме, исчисленной исходя из курса иностранной валюты (условных денежных единиц), увеличенного на определенный процент, иностранная валюта (условные денежные единицы) пересчитывается в рубли по курсу Банка России без его увеличения на определенный процент. При этом суммовые разницы в части налога на добавленную стоимость, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.

При составлении счетов-фактур, выставляемых по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) по указанным договорам, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества отгруженных по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость, следует указывать стоимость товаров (работ, услуг) без налога в рублях, определенную исходя из стоимости товаров (работ, услуг) без налога в иностранной валюте (условных денежных единицах), пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В графе 8 счета-фактуры, в которой указывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при их реализации, следует указывать сумму налога на добавленную стоимость, определяемую исходя из ставок, применяемых к налоговой базе, то есть к стоимости товаров (работ, услуг), указанной в графе 5 счета-фактуры.

Что касается налога на прибыль организаций, то согласно положениям Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) положительная курсовая разница в 2022 - 2024 годах и отрицательная курсовая разница в 2023 - 2024 годах, начисленные по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций только по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств). Сам порядок исчисления курсовых разниц, установленный в пункте 8 статьи 271 и пункте 10 статьи 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, не изменился.

В связи с этим при наличии у налогоплательщика требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, доходы (расходы) в виде курсовых разниц, возникших в 2022 - 2024 годах, подлежат учету в целях налогообложения по мере прекращения обязательств. Данный порядок применяется независимо от даты возникновения таких требований (обязательств).

Одновременно отмечается, что положениями пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Кодекса дано определение курсовой разницы.

Положения данных пунктов применяются, если указанная дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно.

Таким образом, временный порядок учета применяется к курсовым разницам, которые соответствуют вышеуказанным положениям Кодекса.

При этом обращается внимание, что расчет курсовых разниц при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2022 года разъяснен письмом Минфина России от 22 декабря 2022 г. N 03-03-10/126074, которое доведено до налогоплательщиков письмом ФНС России от 26 декабря 2022 г. N СД-4-3/17561@.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2023 N 03-07-11/54244

Вопрос:

АО (далее - Корпорация) является организацией, 100% уставного капитала которой принадлежит РФ. Одной из главных задач Корпорации является обеспечение создания объектов туристской инфраструктуры на территории РФ. Для выполнения указанной задачи Корпорация совместно с инвесторами (российскими юридическими и физическими лицами) участвует в уставных капиталах специальных проектных компаний (далее - СПК) в организационно-правовой форме ООО, непосредственно реализующих инвестиционные проекты по созданию объектов туристской инфраструктуры.

В целях обеспечения завершения указанных инвестиционных проектов и эффективного расходования полученных Корпорацией из федерального бюджета денежных средств с инвесторами в соответствии со ст. 429.2 ГК РФ подписываются опционы на заключение договоров купли-продажи доли в уставном капитале СПК, которые предусматривают за обусловленную плату (опционная премия) предоставление права на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале СПК на согласованных условиях.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ указанная операция признается объектом налогообложения по НДС и, поскольку не может быть квалифицирована как операция по реализации финансовых инструментов срочных сделок (которые освобождаются от обложения НДС на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ), подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

На основании п. 5 ст. 155, ст. 154 НК РФ передача прав, связанных с правом заключения договора, признается передачей имущественных прав и подлежит обложению НДС по ставке 20%.

Учитывая изложенное, верно ли полагать, что предоставление за опционную премию права на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале организации путем подписания опциона на заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале облагается НДС по ставке 20%.

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Статьей 429.2 "Опцион на заключение договора" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (опцион на заключение договора) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Опцион на заключение договора предоставляется за плату или другое встречное предоставление, если иное не предусмотрено соглашением, в том числе заключенным между коммерческими организациями.

Согласно пункту 5 статьи 155 Кодекса при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом согласно статье 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

Таким образом, при предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи долей в уставном капитале хозяйствующего общества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость передаваемых прав, исчисленная исходя из рыночных цен, без включения в них налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2023 N 03-07-11/54100

Вопрос:

Об исчислении срока хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Документы, образующиеся в деятельности организации, в том числе первичные учетные документы, могут храниться не только на бумажных носителях, но и в виде электронных документов.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются в том числе суммы начисленной амортизации. При этом сумма амортизации определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном главой 25 НК РФ, исходя из первоначальной стоимости амортизируемого имущества и срока его полезного использования.

Учитывая вышеизложенное, срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете.

При этом обращается внимание, что правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2023 N 03-03-06/1/54118

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при реализации региональным оператором капитального ремонта МКД остатков материалов и оборудования, не использованных для проведения капремонта.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом.

Операции по реализации региональным оператором остатков материалов и оборудования, не использованных для проведения капитального ремонта, в данные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляются в общеустановленном порядке.

Что касается налога на прибыль организаций, то расчет и уплата налога на прибыль организацией производятся в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом положения данной главы Кодекса не увязывают источник уплаты налога на прибыль организаций в зависимости от полученного дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.06.2023 N 03-07-11/51482

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, осуществляющей деятельность, связанную с программно-аппаратными комплексами.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

При этом содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим.

Исходя из положений абзацев десятого и одиннадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев десятого и одиннадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам, в частности, относятся доходы:

- от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК), включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- от реализации разработанных данной организацией ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, включение ПАК в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных является обязательным условием для отнесения упомянутых доходов к доходам, учитываемым в 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.06.2023 N 03-03-06/1/51056

Вопрос:

Публичное акционерное общество является оператором связи и оказывает услуги связи юридическим и физическим лицам.

Согласно п. 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила), оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.

При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.

Система оплаты услуг (авансовый платеж, отложенный платеж, "смешанная" система) отражается в заключаемых с абонентами договорах.

Организация - оператор связи предоставляет своим клиентам (абонентам), с которыми заключены договоры на оказание услуг связи с применением системы оплаты услуг "авансовый платеж", возможность пользоваться платными услугами связи на условиях отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и оказаны абоненту с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа. При этом предоставление указанной отсрочки платежа не предусматривает изменение предусмотренной договором с абонентом системы оплаты с авансового платежа на отложенный платеж.

Предоставление абонентам права пользоваться услугами связи на условии отсрочки платежа предусматривает следующие условия.

1. Возмездность - предоставление отсрочки платежа предусматривает взимание с абонента платы в размере фиксированного тарифа, установленного организацией; при этом обязанность абонента уплатить плату за предоставление отсрочки платежа не зависит от факта заказа (потребления) абонентом услуг, подлежащих оказанию организацией на условиях отсрочки платежа.

2. Срочность - отсрочка платежа предоставляется на согласованный сторонами абонентского договора срок.

3. Ограниченность - стоимость услуг связи, которые абонент вправе заказать и потребить в рамках предоставляемой отсрочки платежа, ограничена величиной, согласованной сторонами договора.

С учетом изложенного является ли предоставление организацией отсрочки платежа (в том числе в случае, когда абонент фактически не воспользовался предоставленной отсрочкой) операцией по предоставлению абоненту коммерческого кредита, не подлежащей налогообложению (освобождаемой от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом пунктом 12 постановления от 8 октября 1998 г. Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" разъяснено, что согласно статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты. Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа (пункт 2 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса проценты по займам освобождены от налогообложения НДС, суммы денежных средств, получаемые за предоставление отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и (или) оказаны абоненту на условиях коммерческого кредита с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа, не включаются в налоговую базу по НДС и, соответственно, НДС не облагаются, в том числе в случае, когда отсрочка оплаты была предоставлена, но покупатель услуг не воспользовался такой отсрочкой.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.05.2023 N 03-07-08/45675

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении акционерами (участниками) организации дохода при ее ликвидации.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев) и величины внесенных ими вкладов в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в имущество организации.

Абзацем вторым пункта 1 части второй статьи 250 НК РФ предусмотрено, что для целей главы 25 НК РФ к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации и величину внесенного им вклада в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в имущество организации.

Учитывая указанное, в случае ликвидации организации налогооблагаемый налогом на прибыль доход акционеров (участников) организации, являющихся юридическими лицами, определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале общества. Указанный доход квалифицируется в качестве дивидендов, и к такому доходу применяются ставки налога на прибыль, установленные в пункте 3 статьи 284 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.05.2023 N 03-03-06/1/45728