Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 17.11.2023

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль сумм кредиторской задолженности, списанной в результате прощения долга.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Порядок возникновения и прекращения долговых обязательств регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Учитывая указанное, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) списывается не по основаниям, указанным в подпунктах 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то она подлежит отражению в составе внереализационных доходов налогоплательщика.

Также обращается внимание, что, поскольку при прекращении долгового обязательства путем прощения долга не происходит передача имущества или имущественных прав, основания для применения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2023 N 03-03-06/1/102472

Вопрос:

О признании дебиторской задолженности безнадежной в целях налога на прибыль при исключении организации из ЕГРЮЛ.

Ответ:

В том случае если на организации, исключаемые из единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", распространяются правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, то в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик вправе признать дебиторскую задолженность безнадежной по основанию ликвидации должника в соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), включив ее в состав внереализационных расходов.

При отсутствии указанных правовых последствий такая дебиторская задолженность может быть признана безнадежной по иным основаниям, установленным в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2023 N 03-03-06/1/102463

Вопрос:

О налоге на прибыль при погашении инвестиционного пая ПИФа имуществом (имущественными правами).

Ответ:

С учетом положений статьи 14 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) инвестиционный пай является именной ценной бумагой.

В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 26 Закона N 156-ФЗ сумма денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая, в том числе в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 14.1 Закона N 156-ФЗ, определяется исходя из расчетной стоимости инвестиционного пая, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 26 Закона N 156-ФЗ. Расчетная стоимость инвестиционного пая определяется в соответствии с нормативными актами Банка России путем деления стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда, рассчитанной на день не ранее дня приема заявок на приобретение, заявок на погашение или заявок на обмен инвестиционных паев, на количество инвестиционных паев, указанное в реестре владельцев инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда на тот же день.

В случае прекращения паевого инвестиционного фонда имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит реализации, за исключением случаев, если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, или правилами доверительного управления биржевым паевым инвестиционным фондом предусмотрена возможность выдела имущества в натуре при погашении инвестиционного пая (статья 32 Закона N 156-ФЗ).

При погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда налогоплательщик (учредитель доверительного управления) определяет доходы и расходы, учитываемые при определении соответствующей налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке, предусмотренном статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок определения доходов и расходов при реализации или ином выбытии ценных бумаг установлен пунктами 2 и 3 статьи 280 Кодекса. В частности, доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги. Расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

Учитывая вышеуказанное, имущество (имущественные права), полученное налогоплательщиком в погашение инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, является доходом от реализации ценных бумаг. При этом налоговая стоимость этого имущества определяется в размере дохода, учтенного для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.10.2023 N 03-03-06/1/102262

Вопрос:

Об условиях применения организацией радиоэлектронной промышленности пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифа страховых взносов.

Ответ:

Согласно пункту 1.16 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (далее - Реестр), начиная с налогового периода включения в Реестр налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов.

Исходя из положений подпункта 18 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Кодекса для российских организаций, которые включены в Реестр, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента.

При этом в соответствии с пунктом 1.16 статьи 284 и пунктом 14 статьи 427 Кодекса указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов применяются при условии, что по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.16 статьи 284 и пункте 14 статьи 427 Кодекса.

В частности, согласно абзацам шестому и седьмому пункта 1.16 статьи 284 и абзацам пятому и шестому пункта 14 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности включаются доходы:

- от реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией;

- от реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При этом в целях применения пункта 1.16 статьи 284 и пункта 14 статьи 427 Кодекса лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо, и при этом доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов.

Учитывая изложенное, в случае если доля участия третьего лица в какой-либо из двух организаций составляет 50 или менее процентов, то такие организации не признаются входящими в одну группу лиц для целей применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2023 N 03-03-06/1/102100

Вопрос:

О налоге на прибыль при формировании страховых резервов.

Ответ:

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховая организация - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию и (или) перестрахованию и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном названным Законом порядке.

В соответствии со статьей 330 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики - страховые организации ведут налоговый учет доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по заключенным договорам, по видам страхования. Налогоплательщик в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, образует страховые резервы. Налогоплательщики отражают изменение размеров страховых резервов по видам страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 294 НК РФ к расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. При этом Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), назван в статье 4.1 Закона N 4015-1 органом страхового надзора.

Таким образом, расчет сумм отчислений в страховые резервы положениями главы 25 НК РФ не регулируется. Размер таких резервов принимается в составе расходов для целей налогообложения прибыли в соответствии с порядком, установленным Банком России.

Учитывая вышеуказанное, страховая организация, являющаяся таковой в соответствии с законодательством Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на прибыль руководствуется специальными положениями главы 25 НК РФ, в том числе в части формирования резервов.

В том случае если организация не подпадает под определение страховой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то специальные положения главы 25 НК РФ, определяющие специфику налогообложения страховых организаций (статьи 293, 294, 330 НК РФ), ею не применяются. Доходы и расходы такой организации подлежат учету в общем порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.10.2023 N 03-03-06/1/102084

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронного авиабилета для перевозки работника.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются для целей и налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.

Обращается внимание, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2023 N 03-03-06/1/100966

Вопрос:

Об уплате российской организацией налога на прибыль при определении прибыли КИК за финансовый период, за который КИК признается активной иностранной компанией.

Ответ:

Федеральным законом от 28.12.2022 N 565-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" статья 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктами 1.2 и 1.3, в соответствии с которыми налогоплательщик, являющийся российской организацией, в ситуациях, когда у контролируемой им иностранной компании из-за санкционных ограничений отсутствует возможность распределять дивиденды, может воспользоваться правом временно отложить уплату налога с прибыли такой компании. При этом у налогоплательщика, воспользовавшегося таким правом, возникает обязанность уплатить отложенный налог с прибыли контролируемой им иностранной компании в случае восстановления у этой компании возможности распределять дивиденды, а также в ряде иных случаев.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если такая контролируемая иностранная компания является активной иностранной компанией.

Пунктом 3 статьи 25.13-1 Кодекса предусмотрено, что активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля доходов, указанных в пункте 4 статьи 309.1 Кодекса, за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за указанный период.

Таким образом, необходимость применения налогоплательщиком положений пунктов 1.2 и 1.3 статьи 25.15 Кодекса при определении прибыли контролируемой иностранной компании за финансовый период, за который указанная иностранная компания в соответствии с пунктом 3 статьи 25.13-1 Кодекса признается активной иностранной компанией и за который прибыль указанной иностранной компании может быть освобождена от налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса, отсутствует.

Одновременно отмечается, что в случае прекращения выполнения условий, обязательных при применении налогоплательщиком положений пунктов 1.2 и 1.3 статьи 25.15 Кодекса, суммы прибыли контролируемой иностранной компании, которые ранее не были учтены при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица, подлежат учету при определении налоговой базы такого налогоплательщика за соответствующий налоговый период. При этом в указанном случае налогоплательщик определяет прибыль контролируемой иностранной компании в общем порядке, установленном статьей 309.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.10.2023 N 03-12-11/2/100544

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

При этом подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 настоящей статьи, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, в случае если в рамках одного договора, заключенного между российской организацией и иностранной организацией - поставщиком, предусмотрены предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности и оказание услуг, то часть дохода, выплачиваемого российской организацией, которая может быть квалифицирована в качестве дохода от авторских прав и лицензий в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса, подлежит налогообложению у источника в Российской Федерации, в то время как доход от оказания услуг, не приводящих к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежит.

Дополнительно информируется, что проверка правильности исчисления уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.10.2023 N 03-08-09/100504

Вопрос:

Работник увольняется с работы по соглашению сторон. С руководством организации достигнута договоренность о том, что часть компенсации при увольнении будет выдана в виде бывшей рабочей оргтехники (компьютера и принтера). Но работнику сообщили, что он должен будет самостоятельно уплатить НДФЛ со стоимости этой оргтехники. Так ли это? И если да, то как определить стоимость, с которой уплачивать налог?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 217 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, если компенсационные выплаты, связанные, в частности, с увольнением работников, предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, то такие выплаты освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса с учетом особенностей, установленных указанной нормой Кодекса.

При отсутствии оснований для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного налогоплательщиком, указанный доход подлежит налогообложению в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

При этом на основании пункта 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Абзацем вторым пункта 4 статьи 226 Кодекса установлено, что при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Исходя из положений пункта 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.10.2023 N 03-04-05/98745

Вопрос:

Об определении даты получения дохода в целях налога на прибыль и моменте определения налоговой базы по НДС при выполнении работ.

Ответ:

В части налога на прибыль организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса.

При этом пунктом 3 статьи 271 Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций датой получения дохода от выполнения работ признается дата передачи результатов выполненных работ одним лицом для другого лица.

Что касается порядка передачи результатов выполненных работ, то такой порядок определяется гражданским законодательством.

В части налога на добавленную стоимость

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При этом на основании пункта 14 статьи 167 Кодекса в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией работ признается передача права собственности на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора немедленно заявить об этом подрядчику.

Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.

Таким образом, в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.

Учитывая изложенное, счета-фактуры в отношении выполненных подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ выставляются не позднее пяти календарных дней, считая с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки данных работ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2023 N 03-03-06/1/96189