Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 05.01.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О ставке налога на прибыль 0% при выбытии акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций у налогоплательщика, в отношении которого введены санкции, а также у дочерних организаций.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется также к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или от иного выбытия (в том числе погашения) в 2022 - 2023 годах акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, полученным по сделкам, заключенным в 2022 - 2023 годах налогоплательщиком, в отношении которого на дату заключения таких сделок иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями были установлены запретительные, ограничительные и (или) иные аналогичные меры, введенные в 2022 - 2023 годах и заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов или ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), при условии, что на дату реализации указанных акций (долей участия в уставном капитале) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года.

Таким образом, рассматриваемая норма главы 25 НК РФ установила возможность применения налогоплательщиком нулевой ставки налога на прибыль организаций к доходам от реализации или от иного выбытия (в том числе погашения) в 2022 - 2023 годах акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, которые были получены налогоплательщиком по сделкам, заключенным в 2022 - 2023 годах, при соблюдении следующих условий:

- на дату заключения сделок в отношении налогоплательщика были установлены запретительные, ограничительные и (или) иные аналогичные меры, введенные в 2022 - 2023 годах;

- на дату реализации акций (долей участия в уставном капитале) срок непрерывного владения ими налогоплательщиком составляет более одного года.

Норма пункта 7 статьи 284.2 НК РФ позволяет конкретному налогоплательщику использовать ее при введении в отношении него любых запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер, введенных в 2022 - 2023 годах.

Таким образом, норма носит персонифицированный характер и распространяется на организации, в отношении которых введены персонифицированные ограничительные меры, вне зависимости от того, с какой целью осуществляется реализация акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций. При этом указанный порядок налогообложения применяется при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 НК РФ.

На дочерние организации налогоплательщика, в отношении которого в 2022 - 2023 годах были введены запретительные, ограничительные и (или) иные аналогичные меры, нормы пункта 7 статьи 284.2 НК РФ не распространяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.10.2023 N 03-03-06/1/97347

Вопрос:

Банк, являясь участником платежной системы "Мир", выпускает банковскую расчетную карту Мир Supreme, которая в соответствии с утвержденной программой лояльности и тарифами предоставляет клиенту - держателю карты привилегию в виде услуги сервиса, позволяющего клиентам и их гостям получать доступ в отдельные бизнес-залы аэропортов, железнодорожных вокзалов и прочих объектов транспортной инфраструктуры и пользоваться привилегиями и услугами, которые предоставляются во время нахождения в таких залах в рамках участия в программе Mir Pass программы лояльности АО "НСПК" - оператора НПС "Мир" (далее - доступ в бизнес-залы). При этом тарифами банка не предусмотрена отдельная плата за получение права пользования доступом в бизнес-залы, входящего в предоставляемый пакет банковского продукта, включающий определенное количество проходов в бизнес-залы (бонусные услуги). В случае превышения количества проходов/доступов в бизнес-залы, определенного пакетом банковского продукта, банком взимается комиссия, облагаемая налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).

Тарифами банка предусмотрена ежемесячная комиссия за ведение счета. При этом комиссия не взимается при соблюдении одного из следующих условий:

- наличие вклада/вкладов, поддержание определенного тарифами среднедневного остатка;

- поддержание определенных ежемесячных оборотов (оплата товаров и услуг по счету).

Таким образом, клиенты банка получают дополнительные (бонусные) услуги в обмен на комиссионное вознаграждение, ежемесячно выплачиваемое банку, либо при условии размещения в банке денежных средств в определенном размере, либо при совершении операций, приносящих банку доход. Руководствуясь Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 13986/12 по делу N А56-47243/2011, можно сделать вывод, что оказываемые банком премиальные услуги не носят безвозмездный характер.

Правильно ли понимает банк, что оказание услуг доступа в бизнес-залы в рамках пакета банковского продукта (без взимания отдельной комиссии) не признается безвозмездным оказанием услуг и не влечет возникновения у банка обязанности по исчислению и уплате НДС?

Правильно ли понимает банк, что оказание услуг доступа в бизнес-залы свыше пакета банковского продукта с взиманием отдельной комиссии подлежит обложению НДС?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом пунктом 2 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) определяется исходя из всех доходов налогоплательщиков, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных ими в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, при получении денежных средств, перечисляемых клиентами банка в целях компенсации расходов банка по оплате услуг, фактически оказанных сторонними организациями клиентам банка, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает, поскольку реализация данных услуг банком не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.10.2023 N 03-07-05/95178

Вопрос:

Согласно абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ по ОС и НМА, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, суммы "входного" НДС распределяются в пропорции с учетом особенностей, указанных в п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ по ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, расчет пропорции для распределения НДС можно производить по итогам соответствующего месяца исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (работ, услуг).

Согласно абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ компания вправе не применять положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам (кварталам), в которых доля совокупных расходов по деятельности, не подлежащей налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов. В этом случае суммы "входного" НДС подлежат вычету в общем порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.

Каким образом компании применять правило рассчитываемого по итогам квартала 5-процентного барьера (согласно абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ) в отношении ОС и НМА, принятых к учету в первом и втором месяце квартала, по которым произведен вычет НДС из бюджета либо сумма НДС учтена в стоимости объектов, учитывая тот факт, что согласно п. п. 14, 24 ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (утв. Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н) и п. п. 16, 28 ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" (утв. Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н; применяется компанией досрочно с 01.01.2023) первоначальная стоимость объектов ОС и НМА и сумма накопленной амортизации по ним не подлежат изменению, кроме случаев улучшения (или восстановления по основным средствам) объектов?

Каков ответ на вышеизложенный вопрос исходя из двух вариантов выбора, отраженных в учетной политике компании?

Определение пропорции для распределения НДС согласно п. 4.1 ст. 170 НК РФ осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) по ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, компания определяет пропорцию исходя из суммы облагаемой и не облагаемой НДС выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (работ, услуг);

2) по ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, компания определяет пропорцию исходя из суммы облагаемой и не облагаемой НДС выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по окончании налогового периода (квартала).

Ответ:

На основании абзаца четвертого пункта 4 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если приобретенные налогоплательщиком товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права, одновременно используются им для осуществления операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Согласно абзацу седьмому пункта 4 статьи 170 Кодекса налогоплательщик имеет право не применять положения абзаца четвертого пункта 4 статьи 170 Кодекса о ведении раздельного учета к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 Кодекса.

В то же время согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). При этом восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) передаются или начинают использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Таким образом, восстановление сумм налога на добавленную стоимость по основным средствам, в дальнейшем используемым для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), производится независимо от размера доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, принятые к вычету в налоговом периоде, в котором налогоплательщик имел право не вести раздельный учет сумм налога в соответствии с вышеуказанным абзацем седьмым пункта 4 статьи 170 Кодекса, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования этих основных средств для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2023 N 03-07-11/94324

Вопрос:

ИП, ОКВЭД 56.10, на ОСН. Применяет освобождение от НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2024 одно из обязательных условий - за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или ИП в пользу физлиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной зарплаты в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разд. I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД. Информация о размере среднемесячной начисленной зарплаты в субъекте РФ по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При отсутствии указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года.

Данные Росстата обновляются через три месяца после выплаты зарплаты. Например, в августе 2023 г. есть данные Росстата только за период январь - апрель 2023 г.

Так, организация или ИП расчет по страховым взносам за 2023 г. представит в ИФНС до 25.01.2024. В этот момент времени данные Росстата по среднеотраслевой зарплате в субъекте РФ за период октябрь - декабрь 2023 г. будут еще неизвестны.

И проанализировать исполнение данного показателя невозможно.

В какой момент будет определяться уровень среднеотраслевой зарплаты для соблюдения обязательного условия применения освобождения от НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ с учетом того, что данные Росстата обновляются через три месяца после месяца выплаты зарплаты?

Какие данные по зарплате, за какой период по данным Росстата налоговый орган будет брать для проверки соблюдения условия для освобождения от НДС по пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ?

В какие сроки будет осуществляться проверка налоговым органом?

Ответ:

На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения НДС при соблюдении условий, предусмотренных данным подпунктом пункта 3 статьи 149 Кодекса, в числе которых поименован среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц.

Так, согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

При этом установлено, что информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. В случае отсутствия указанной информации в ЕМИСС за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения НДС, используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года.

Согласно абзацу девятому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.

В связи с этим в случае, если на начало календарного года, начиная с которого индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, в ЕМИСС отсутствует информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по вышепоименованному виду экономической деятельности за предшествующий календарный год, в целях применения в первом налоговом периоде соответствующего календарного года освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, рассчитывается исходя из данных за первые девять месяцев предыдущего календарного года и сравнивается с размером среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, размещенной в ЕМИСС за аналогичный период. При этом в целях применения указанного освобождения от НДС в последующих налоговых периодах соответствующего календарного года среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений следует рассчитать на основании данных за предыдущий календарный год и сравнить его с размером среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, размещенной в ЕМИСС за этот календарный год.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2023 N 03-07-07/94217

Вопрос:

Об НДС в отношении сумм штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

В то же время, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пеней), по существу не являются неустойкой (штрафом, пенями), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы статьи 162 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2023 N 03-07-11/94106

Вопрос:

ООО (далее - Застройщик) реализует инвестиционный проект "Строительство апарт-отеля" (далее - Объект).

В настоящее время строительство Объекта осуществляется за счет целевого кредита, предоставленного банком, и с привлечением средств дольщиков по договорам долевого участия на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с использованием эскроу-счетов, открытых в уполномоченном банке).

Согласно заключенным договорам долевого участия, в случае если по окончании строительства останутся излишние и/или неиспользованные денежные средства (экономия Застройщика), образовавшиеся в результате получения Застройщиком от участников долевого строительства сумм денежных средств, превышающих фактические затраты на строительство переданных помещений, то таковые денежные средства остаются в собственности Застройщика и являются его доходом.

В соответствии с проектной декларацией в строящемся Объекте будут располагаться как нежилые помещения для временного проживания, так и нежилые помещения для коммерческого использования.

После подписания актов приемки-передачи помещений дольщикам Застройщиком будет начислен НДС на экономию Застройщика по договорам долевого участия в строительстве нежилых помещений для коммерческого использования.

По какой ставке нужно будет начислять НДС от экономии Застройщика по договорам долевого участия в строительстве нежилых помещений для коммерческого использования:

по ставке НДС 20% (рассчитывается как сумма экономии Застройщика, выявленная по результатам расчетов, умноженная на ставку НДС - 20%);

по расчетной ставке НДС 20/120, предусмотренной п. 4 ст. 164 НК РФ (рассчитывается как сумма экономии Застройщика, умноженная на ставку 20/120)?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 данной статьи.

Поскольку услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и облагаемые налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 Кодекса не поименованы, при реализации застройщиком таких услуг применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Также отмечается, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом пунктом 4 статьи 164 Кодекса установлено, что при получении указанных денежных средств налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В связи с этим при получении застройщиком предусмотренных статьей 162 Кодекса денежных средств, связанных с оплатой его услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, суммы указанных денежных средств включаются застройщиком в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в отношении таких денежных средств применяется расчетная ставка в размере 20/120.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2023 N 03-07-11/93729

Вопрос:

Об учете страхователем страховой премии по договору имущественного страхования, заключенному на срок более одного отчетного периода, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольным видам страхования, перечисленным в названном пункте статьи 263 НК РФ.

Взносы налогоплательщика по иным видам добровольного имущественного страхования, не перечисленным в пункте 1 статьи 263 НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли, при условии, что в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности и (или) если такое страхование направлено на компенсацию расходов (убытков, недополученных доходов), учитываемых для целей налогообложения, которые могут возникнуть в результате страхового случая (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ).

При этом согласно пункту 6 статьи 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Таким образом, по договору страхования, заключенному на срок более одного отчетного периода, страховую премию страхователю необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно в течение срока, на который заключен договор страхования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2023 N 03-03-06/1/93839

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль предъявленной суммы НДС, а также о раздельном учете сумм НДС при получении денежных средств на основании договоров о возмещении расходов на коммунальные услуги.

Ответ:

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом порядок отнесения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется статьей 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В иных случаях, не предусмотренных вышеуказанной статьей 170 Кодекса, предъявленная сумма налога на добавленную стоимость в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли организаций, не включается.

На основании пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 июля 2011 г. N 1407/11, предусмотренное пунктом 4 статьи 170 правило ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) касается случаев, когда налогоплательщик осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (исключенные из налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2023 N 03-07-11/93885

Вопрос:

ПАО (далее - Общество) заключает договоры на приобретение у российских поставщиков товаров иностранного производства, в которых стоимость приобретаемого оборудования выражена в иностранной валюте, а оплата производится в рублях по зафиксированному в абсолютных величинах в договоре курсу иностранной валюты к российскому рублю. Таким образом, сторонами определен размер денежного обязательства по договору в российских рублях на момент заключения договора и размер этого денежного обязательства в российских рублях не изменяется до исполнения всех обязательств по такому договору, что в силу п. 2 ст. 153 НК РФ накладывает на продавца товаров обязанность определить выручку от реализации товаров по таким договорам в целях исчисления НДС и выставления соответствующих счетов-фактур в рублевой оценке, соответствующей величине денежного обязательства в рублях, возникающего на стороне покупателя в связи с приобретением товаров.

Между тем п. 4 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров.

В правоприменительной практике буквальное толкование указанной нормы приводит к необходимости расчета налогоплательщиком своих налоговых обязательств на основе налоговой базы, определенной исходя из курса иностранной валюты, установленной ЦБ РФ независимо от договоренности сторон о размере фиксированного рублевого денежного обязательства.

Общество полагает, что норма п. 4 ст. 153 НК РФ не должна применяться в ситуации, когда на дату заключения договора эквивалент валюты или условной единицы определен сторонами договора по фиксированному курсу рубля, поскольку в данной ситуации пересчет рублевого денежного обязательства в связи с изменением курса иностранной валюты (условной единицы) во времени не производится и фактически стороны фиксируют рублевую сумму денежного обязательства, подлежащую уплате на основании договора. В этом случае при определении налоговой базы по НДС должно применяться правило, предусмотренное п. 2 ст. 153 НК РФ.

В связи с указанным обстоятельством Общество полагает, что норма п. 4 ст. 153 НК РФ содержит неопределенность, так как не делает каких-либо исключений для ситуаций, когда размер денежных обязательств определен сторонами не только в иностранной валюте (условных единицах), но и в рублях.

Каков порядок применения нормы п. 4 ст. 153 НК РФ в описанной ситуации?

Ответ:

Пунктом 4 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что, если при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Разницы в сумме налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.

В связи с этим положения данного пункта 4 статьи 153 Кодекса применяются в случае, когда в целях определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость необходим пересчет иностранной валюты, в которой выражена стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), в рубли по текущему курсу Банка России такой иностранной валюты, поскольку на дату отгрузки товаров (работ, услуг) их стоимость в рублях не определена (полностью или частично).

В случае если в договоре на реализацию товаров (работ, услуг) предусмотрено обязательство об оплате этих товаров (работ, услуг) в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах и при этом установлен фиксированный курс, по которому определенная договором сумма иностранной валюты или условные денежные единицы пересчитываются в рубли, то есть на дату отгрузки товаров (работ, услуг) их стоимость в рублях определена, положения пункта 4 статьи 153 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2023 N 03-07-08/92185

Вопрос:

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ (далее - Закон N 67-ФЗ) п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 19, на основании которого услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом предусмотрено, что налоговая ставка в размере 0 процентов в отношении указанных услуг будет применяться по 30.06.2027 включительно либо до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором объект туристской индустрии, включенный в реестр объектов туристской индустрии, был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для плательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал, положения п. 1 ст. 2 Закона N 67-ФЗ вступили в силу с 01.07.2022.

Таким образом, с 01.07.2022 по 30.06.2027 включительно оказываемые плательщиками НДС услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 г., облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Исходя из сложившейся предпринимательской практики гостиницы предоставляют помимо услуг временного проживания сопутствующие (дополнительные) услуги, такие как услуги ресторана, проведение мероприятий, парковка автомобилей, химчистка, стирка, глажка одежды/белья и т.д., при этом выручка от всех сопутствующих услуг отражается в бухгалтерском и налоговом учете и облагается НДС по ставке 20%.

При этом согласно п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. Также п. 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

На основании абз. 9 п. 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, в том числе услуг питания, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разд. VII - VIII Приложения N 4 к Положению.

Учитывая изложенное, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), налоговая база по налогу на добавленную стоимость, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разд. VII - VIII Приложения N 4 к Положению.

В ряде гостиниц имеются фитнес-центры и бассейны, которые не поименованы в прайс-листе как отдельно предоставляемая (дополнительная) услуга. Возможность использования постояльцем территории фитнес-центра и бассейна сама по себе неотделима от услуги проживания, данная услуга не персонализируется, со стороны гостиницы отсутствует учет посещения постояльцами гостиницы как фитнес-центров, так и бассейнов. Цена номера в таких гостиницах определяется как стоимость временного проживания и сопутствующих услуг (например, фитнес-центр), оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей). При этом необходимо принимать во внимание, что право пользования вышеуказанными услугами остается за постояльцами гостиниц, они могут как воспользоваться, так и не воспользоваться данной услугой. При этом стоимость услуги проживания от этого не изменится. Таким образом, услуги фитнес-центра и бассейна являются неотделимой частью услуг по предоставлению проживания в гостиницах.

Организация создана и зарегистрирована как юридическое лицо на территории г. Москвы с основным видом экономической деятельности - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (код ОКВЭД 55.10).

В гостинице имеется фитнес-центр, на территории которого размещены спортивные тренажеры для самостоятельного использования постояльцами гостиницы. Гости могут как пользоваться данным фитнес-центром, так и не пользоваться, по своему усмотрению. Посещение фитнес-центра не выделено и не реализуется гостиницей как отдельная, самостоятельная услуга за плату.

По какой ставке НДС производится налогообложение в отношении включенных в стоимость проживания дополнительных услуг, которые не являются самостоятельными (отдельными) услугами, оказываемыми в гостиницах и иных средствах размещения?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса с 1 июля 2022 года налогообложение НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Пунктом 1 статьи 166 Кодекса предусмотрено, что сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В связи с этим при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, подлежащих налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, налоговая база определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

На основании абзаца девятого пункта 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разделами VII - VIII приложения N 4 к Положению.

Таким образом, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII - VIII приложения N 4 к Положению.

Что касается наличия в гостинице спортивно-оздоровительного центра (тренажерный зал или зал для фитнеса) и бассейна, которые используются гостем без взимания с него дополнительной платы, то необходимо отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Принимая во внимание, что в соответствии с Положением наличие в гостинице общественных помещений, таких как спортивно-оздоровительный центр (тренажерный зал или зал для фитнеса) и бассейн, является технической характеристикой гостиницы, возможность посещения гостем поименованных помещений без взимания с него дополнительной платы не может рассматриваться как реализация гостиницей услуг в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Кодекса. В связи с этим на предоставление гостиницей гостю возможности посещения таких общественных помещений, как спортивно-оздоровительный центр (тренажерный зал или зал для фитнеса), бассейн, без взимания с него дополнительной платы нормы вышеуказанных пункта 1 статьи 146 и подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса не распространяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2023 N 03-07-11/91832

=============================================================================