Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.02.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

У АО возникли вопросы по порядку налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по уступке права требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением по уголовному делу <1>, в отсутствие решения суда, вступившего в законную силу.


<1> Мошенничество в сфере кредитования.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущественных прав облагается НДС. Особенности определения налоговой базы при реализации прав требований по возмещению ущерба, не признанного должниками, в отсутствие решения суда, вступившего в законную силу, гл. 21 НК РФ не установлены.

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных ст. 155 НК РФ. Поскольку уступаемое право требования по возмещению ущерба не следует из договора реализации товаров (работ, услуг), положения ст. 155 НК РФ не применяются.

В соответствии с пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из кредитных договоров. В связи с разъяснением ФНС России, представленным в Письме от 29.12.2017 N СД-4-3/27021@, под действие данной нормы подпадает в том числе уступка (переуступка) денежного требования похищенных заемщиком денежных средств, возникшего в результате признания судом недействительным кредитного договора, по которому этому заемщику предоставлялись денежные средства.

Применима ли норма пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ к уступке права требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением по уголовному делу, связанному с хищением кредитных денежных средств, в том числе при отсутствии решения суда, вступившего в законную силу?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются в том числе операции по передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Подпунктом 26 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из кредитных договоров, а также по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному кредитному договору, лежащему в основе договора уступки, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по уступке (переуступке) денежного требования, вытекающего из кредитного договора, в том числе признанного судом недействительным. В связи с этим операции по уступке первоначальным кредитором права требования похищенных заемщиком денежных средств, возникшего в результате признания судом недействительным кредитного договора, по которому этому заемщику предоставлялись денежные средства, освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Также отмечается, что согласно подпункту 26.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по уступке (переуступке) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) лиц, контролировавших кредитную организацию, лиц, контролирующих (контролировавших) должников кредитной организации. При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении операций по уступке (переуступке) денежного требования кредитора по обязательствам, возникшим в связи с привлечением к ответственности лиц, контролировавших кредитную организацию, лиц, контролирующих (контролировавших) должников кредитной организации, в соответствии с иными нормами законодательства Российской Федерации, положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2023 N 03-07-05/114043

Вопрос:

ООО является участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения им статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом и п. 1 ст. 145.1 НК РФ.

ООО - научно-производственная организация, занимается разработкой и в дальнейшем производством оборудования, комплектующие для которого закупаются в Китае. При ввозе комплектующих ООО уплачивает ввозной НДС 20% в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Изготовленное оборудование в последующем будет продано нерезиденту РФ.

Возникает ли объект налогообложения при продаже на экспорт оборудования? Какую ставку НДС указывать в счете-фактуре: без НДС или нулевую ставку? Если ставку 0%, то нужно ли подтверждать ее? Подлежит ли вычету (либо возврату по заявлению) сумма уплаченного ввозного НДС?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом указанные операции подлежат налогообложению этим налогом по ставкам в размере 0, 10 или 20 процентов, предусмотренным статьей 164 Кодекса, либо освобождаются от налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145.1 Кодекса организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанными федеральными законами.

Таким образом, организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость на основании статьи 145.1 Кодекса, налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по ставке в размере 0 процентов, не исчисляет.

В связи с этим реализация оборудования, вывозимого с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, российской организацией, освобожденной от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость на основании статьи 145.1 Кодекса, не облагается налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения).

На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией, освобожденной от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость на основании статьи 145.1 Кодекса, при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, используемых в производстве вышеуказанного экспортируемого оборудования, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2023 N 03-07-08/112890

Вопрос:

В Письме Минфина России от 23.08.2017 N 03-07-13/1/53878 изложена позиция, согласно которой не противоречит Правилам заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, незаполнение граф 10 и 11 счетов-фактур, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена ЕАЭС товаров, происходящих с территории государств, не являющихся государствами - членами ЕАЭС, и выпущенных в свободное обращение на территории государства - члена ЕАЭС.

Вместе с тем с 2017 г. изменился ряд нормативных положений.

С учетом изложенного нужно ли в настоящее время указывать страну происхождения товара и номера таможенной декларации в счетах-фактурах при реализации в РФ товаров, происходящих из государств, не являющихся членами ЕАЭС, но которые были ввезены и выпущены в свободное обращение в государствах, входящих в ЕАЭС?

Ответ:

Согласно подпунктам "к" и "л" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Правила), в графах 10 и 11 счетов-фактур указываются страна происхождения товаров и регистрационный номер декларации на товары.

Абзацем вторым подпункта "л" пункта 2 Правил установлено, что регистрационный номер декларации на товары указывается при реализации товаров, не подлежащих прослеживаемости, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случае если их таможенное декларирование предусмотрено правом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), либо регистрационный номер декларации на товары указывается в отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

В связи с этим в счетах-фактурах, выставленных при реализации этих товаров на территории РФ, в графе 10 "Страна происхождения товара (цифровой код)" указывается страна происхождения товаров, указанная в таможенной декларации, оформленной при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а в графе 11 "Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости" - номер этой таможенной декларации.

Учитывая, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС таможенная декларация не оформляется, графы 10 и 11 счетов-фактур, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена ЕАЭС товаров, происходящих с территории государств, не являющихся государствами - членами ЕАЭС, и выпущенных в свободное обращение на территории государства - члена ЕАЭС, не заполняются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2023 N 03-07-13/1/112040

Вопрос:

Об НДС в отношении услуг застройщика и учете им расходов (доходов) в целях налога на прибыль в рамках договоров участия в долевом строительстве.

Ответ:

По вопросу применения застройщиком положений подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщается, что в соответствии с указанной нормой Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).

В связи с этим, в случае если договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома заключены застройщиком с дольщиками в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона, услуги застройщика, оказываемые на основании таких договоров, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, сообщается, что порядок учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли организаций-застройщиков, полученных и понесенных за счет средств дольщиков и (или) инвесторов, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах, установлен соответствующими положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

При этом согласно положениям указанного подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Также в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ. Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств в целях указанной главы Кодекса признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2023 N 03-03-06/1/111251

Вопрос:

Между банком (агентом) и белорусской организацией (принципалом) заключен агентский договор, согласно которому агент за вознаграждение оказывает принципалу услуги по перечислению денежных средств в пользу кредиторов принципала, а также по административному управлению кредиторской задолженностью (далее - услуги по агентскому договору).

Порядок применения НДС в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Протокол).

Согласно п. 28 Протокола взимание НДС при оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации услуг. Место реализации услуг для целей исчисления НДС при работе с белорусской организацией определяется в соответствии с п. 29 разд. IV Протокола.

Поскольку услуги, оказываемые по агентскому договору, не поименованы в пп. 1 - 4 п. 29 Протокола, место реализации таких услуг определяется по пп. 5 п. 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.

Учитывая изложенное выше, правильно ли понимает банк, что при оказании банком услуг белорусской организации по агентскому договору местом реализации услуг будет признаваться Российская Федерация в соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола?

Ответ:

Порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), установлен разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

На основании подпункта 5 пункта 29 указанного раздела Протокола место реализации услуг, оказываемых в рамках агентского договора, за исключением услуг, предусмотренных абзацем восьмым подпункта 4 пункта 29 Протокола, определяется по месту нахождения исполнителя услуг. В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации услуг по перечислению денежных средств, оказываемых российским банком (агентом) белорусской организации (принципалу) на основании агентского договора, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2023 N 03-07-08/110737

Вопрос:

Организация-застройщик находится на общей системе налогообложения, планирует построить комплекс апартаментов с паркингами и иными нежилыми помещениями.

Разрешение на строительство получено 31.08.2023 на четыре года. Строительство будет осуществляться на основании договоров участия в долевом строительстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Застройщик не выполняет функции подрядчика, будет привлекать сторонних подрядчиков.

С 01.10.2010 ст. 149 НК РФ (пп. 23.1 п. 3) освобождает от НДС услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ (за исключением услуг при строительстве объектов производственного назначения).

С 01.01.2024 будет действовать новая редакция НК РФ, в которой пп. 23.1 п. 3 ст. 149 не освобождает от НДС реализацию услуг застройщика на нежилые помещения (апартаменты), предназначенные для временного проживания (без права на постоянную регистрацию). При этом установлено, что от НДС освобождена передача нежилых помещений и машино-мест, входящих в состав многоквартирных домов.

При этом Законом предусмотрено, что новые правила применяются в отношении услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, при строительстве объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено с 01.01.2024. В отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до 01.01.2024, действуют прежние правила.

В хозяйственной деятельности организации в этом случае будут облагаемые и не облагаемые НДС операции, следует вести раздельный учет НДС для распределения "входного" НДС.

Будет ли нарушение законодательства со стороны организации, которая закрепит в своей учетной политике с самого начала строительства следующую методику раздельного учета НДС:

1) в отношении нежилых помещений (апартаментов), которые будут проданы по договорам долевого участия, "входной" НДС будет входить в себестоимость, так как эти операции освобождены от НДС;

2) в отношении нежилых помещений (апартаментов), которые будут проданы по договорам купли-продажи после ввода в эксплуатацию комплекса, "входной" НДС будет приниматься к вычету, так как эти операции облагаются НДС;

3) определение пропорции "входного" НДС исходя из сведений о площади помещений, которые будут использоваться в облагаемой и необлагаемой деятельности?

Ответ:

Согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения НДС, учитываются в следующем порядке:

включаются в стоимость товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;

принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС (освобождены от налогообложения НДС), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения НДС) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

В соответствии с абзацем первым пункта 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС (освобождены от налогообложения НДС), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым застройщиком для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения НДС) операций, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) в пропорции, определенной в соответствии с абзацем первым пункта 4.1 статьи 170 Кодекса.

Также отмечается, что если строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется генеральным подрядчиком и (или) подрядными организациями, то есть без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика, то передача застройщиком участнику (участникам) долевого строительства объекта (части объекта), законченного капитальным строительством, не является операцией по реализации застройщиком товара или строительно-монтажных работ в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Кодекса, и, соответственно, объектом налогообложения НДС у застройщика не признается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.11.2023 N 03-07-11/109575

Вопрос:

Об оценке стоимости долей (паев), полученных в результате реорганизации организации, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок налогообложения налогом на прибыль организаций зависит от правовой квалификации проводимых сделок (операций). Учитывая указанное, порядок формирования налоговой стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, получаемой участником в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.06.2022 N 416 "О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", определяется в зависимости от вышеуказанной правовой квалификации.

Если получение доли в обществе с ограниченной ответственностью осуществляется в результате реорганизации, то в этом случае применяются общие нормы главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Так, согласно пункту 3 статьи 277 Налогового кодекса при реорганизации организации независимо от формы реорганизации у налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 277 Налогового кодекса при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования, предусматривающей конвертацию акций реорганизуемой организации в акции создаваемых организаций или в акции организации, к которой осуществлено присоединение, стоимость полученных акционерами реорганизуемой организации акций создаваемых организаций или организации, к которой осуществлено присоединение, признается равной стоимости конвертированных акций реорганизуемой организации по данным налогового учета акционера на дату завершения реорганизации (на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

В аналогичном порядке осуществляется оценка стоимости долей (паев), полученных в результате обмена долей (паев) реорганизуемой организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2023 N 03-03-06/1/107939

Вопрос:

О признании организации-застройщика налогоплательщиком налога на сверхприбыль.

Ответ:

С 01.01.2024 вступает в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ налогоплательщиками налога на сверхприбыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем частью 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ установлен перечень организаций, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль.

В частности, не признаются налогоплательщиками организации-застройщики, реализующие проекты с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, размещенных на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которые в 2021 и 2022 годах не осуществляли выплату дивидендов (пункт 14 части 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ).

Таким образом, организация-застройщик, которая в период с 01.07.2018 по 28.01.2024 в целях реализации проектов привлекала (привлекает) средства граждан - участников долевого строительства, размещаемых на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, и которая в 2021 и 2022 годах не выплачивала дивидендов, не признается налогоплательщиком налога на сверхприбыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2023 N 03-03-06/1/107876

Вопрос:

Об НДС, налоге на прибыль и земельном налоге при передаче долей в праве общей собственности на земельные участки и иное общее имущество при реализации этих участков, в том числе коттеджных поселков.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

При этом пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 НК РФ установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков (долей в них).

В этой связи операции по передаче долей в праве общей собственности на земельные участки не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается операций по передаче долей в праве общей собственности на иное общее имущество при реализации земельных участков, то данные операции в указанные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Касательно обложения налогом на прибыль организаций при реализации объектов общего имущества сообщается, что порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при реализации имущества и (или) имущественных прав установлен статьей 268 НК РФ.

В связи с этим налогообложение доходов от реализации имущества (имущественных прав) зависит от квалификации объекта реализации.

При этом обращается внимание, что статья 264.1 НК РФ определяет специальный порядок учета расходов на приобретение права на земельные участки.

Иного порядка учета расходов на приобретение земельного участка НК РФ не предусмотрено.

По вопросу обложения земельным налогом (далее - налог) сообщается следующее.

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ установлен ограниченный перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения налогом, при этом земельные участки общего пользования коттеджных поселков в данный перечень не включены.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Следовательно, налогоплательщиком налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.11.2023 N 03-03-06/1/106649

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль с 08.08.2023 расходов на рекламу, понесенных российской организацией с участием немецкой организации.

Ответ:

В пункте 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение) предусмотрено, что расходы на рекламу, понесенные российской компанией с участием немецкой компании (далее - организация), для целей исчисления налога на прибыль организаций учитываются в полном объеме при условии, что вычитаемые суммы не будут превышать суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Подпунктом 24 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2023 N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее - Указ) приостановлено действие положений статей 5 - 22 и 24 Соглашения, а также пунктов 2 - 7 Протокола к Соглашению. Положения Указа вступили в силу с 08.08.2023 (пункт 4 Указа).

Таким образом, в рассматриваемом случае налогообложение указанных организаций начиная с 08.08.2023 осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Отмечается, что порядок отнесения расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций регулируется подпунктом 28 пункта 1 и пунктом 4 статьи 264 НК РФ, согласно которым к таким расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

При этом нормы пункта 4 статьи 264 НК РФ предусматривают как ненормируемые, так и нормируемые расходы на рекламу.

В частности, к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся расходы на рекламу, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, которые для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (абзац пятый пункта 4 статьи 264 НК РФ).

Согласно положениям статьи 249 НК РФ доходом от реализации в целях главы 25 НК РФ признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Поскольку ограничение по норме признания расходов на рекламу (1 процент) в целях налогообложения действует к указанным расходам, осуществленным только с 08.08.2023, то полагается, что в рассматриваемом случае в целях применения пункта 4 статьи 264 НК РФ организации, уплачивающие квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций, определяют выручку с 01.07.2023, а уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций определяют выручку с 01.08.2023.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.11.2023 N 03-03-10/105224