Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 19.04.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при оказании услуг (выполнении работ) российской организацией иностранному лицу по созданию аудиовизуальной продукции и передаче прав на использование объектов авторских и смежных прав.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами статьи 148 Кодекса. При этом операции по передаче прав в целях определения места их реализации относятся к операциям по оказанию услуг.

Так, согласно подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению лицензий, передаче авторских прав или иных аналогичных прав территория Российской Федерации не признается, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории иностранного государства. На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Таким образом, если права на аудиовизуальную продукцию, созданную посредством компьютерной графики, а также права на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав, предназначенных для включения в состав иных результатов интеллектуальной деятельности, передаются иностранным лицам, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения НДС в Российской Федерации.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам) на территории Российской Федерации, приобретаемым для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

В связи с этим российские налогоплательщики, осуществляющие операции по передаче иностранным лицам прав на аудиовизуальную продукцию, созданную в том числе посредством компьютерной графики, и прав на использование персонажей и других объектов авторских и смежных прав, не исчисляют НДС и имеют право на принятие к вычету сумм НДС, предъявленных им поставщиками товаров (работ, услуг), использованных для осуществления указанных операций, что фактически аналогично применению ставки НДС в размере 0 процентов.

Одновременно сообщается, что если с иностранным лицом заключается договор о выполнении работ (оказании услуг), не предусматривающий передачу прав на аудиовизуальную продукцию, созданную посредством компьютерной графики, то местом реализации таких работ (услуг) является территория Российской Федерации и, соответственно, данные операции облагаются НДС по ставке в размере 20 процентов. При этом уплата НДС в бюджет производится за счет средств, полученных от покупателя работ (услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.03.2024 N 03-07-08/28906

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов, полученных белорусской организацией от оказания услуг в РФ взаимозависимому лицу.

Ответ:

Согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

В целях подпункта 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации.

Абзацем 4 пункта 1 статьи 310 Кодекса установлено, что налог с видов доходов, указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 284 Кодекса (15%).

Таким образом, доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, облагаются по ставке 15%.

В силу норм статьи 7 Кодекса порядок налогообложения доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации определяется с учетом норм соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (в случае наличия).

Российская организация - налоговый агент при выплате дохода от оказания услуг иностранному взаимозависимому лицу - резиденту Республики Беларусь от оказания услуг вправе применить положения статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 при условии соблюдения положений пункта 1 статьи 312 Кодекса.

Одновременно сообщается, что положения, в частности, подпунктов 4 (лицензионные платежи), 7 (арендные платежи) пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливают порядок налогообложения отдельных видов доходов, поименованных в данных подпунктах, и подлежат применению в случае осуществления соответствующих выплат.

Также необходимо учитывать, что выплаты в рамках договора могут объединять разные виды доходов, в связи с чем необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме и определять соответствующие налоговые последствия.

В случае если выплата не охватывается исключительно положениями пункта 1 статьи 309 Кодекса, могут быть применены положения пункта 2 статьи 309 Кодекса, в соответствии с которыми доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2024 N 03-08-05/21369

Вопрос:

О страховых взносах, представлении расчета по ним и персонифицированных сведений при выплате вознаграждения управляющей организацией председателю совета МКД.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Действующими положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

Исходя из положений норм частей 2 и 3 статьи 161, частей 1, 6 и 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), избираются члены совета МКД и председатель совета МКД, а также принимается решение о выплате данным лицам вознаграждения. Такое решение должно содержать условия и порядок его выплаты, а также порядок определения его размера.

Поскольку председатель и члены совета МКД избираются собственниками помещений в МКД для того, чтобы осуществлять обязанности в рамках полномочий, установленных частями 5, 7 и 8 статьи 161.1 Жилищного кодекса, то правоотношения, возникающие между такими лицами и собственниками помещений в МКД, признаются трудовыми, учитывая в том числе, что по положениям статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают в результате избрания на должность, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя даже в том случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в упомянутую статью 420 Налогового кодекса внесены изменения уточняющего характера в части отнесения к выплатам в рамках трудовых отношений вознаграждений в пользу членов совета МКД, включая председателя совета МКД, избранных собственниками помещений в МКД в соответствии с положениями Жилищного кодекса, начисляемых уполномоченной управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Учитывая, что размер вознаграждения председателя совета МКД, в соответствии с пунктом 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, то управляющая организация не может его уменьшать на сумму страховых взносов, начисляемых на данное вознаграждение.

Таким образом, трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация, которую собственники помещений в МКД от своего имени уполномочили производить выплаты вознаграждения указанному лицу, является плательщиком страховых взносов и начисляет страховые взносы на сумму такого вознаграждения за счет средств, переданных управляющей организации собственниками помещений в МКД для целей исполнения обязательств по договору управления МКД.

Одновременно обращается внимание, что исходя из положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения о физических лицах в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, формату и в порядке, которые утверждены Федеральной налоговой службой.

В этой связи управляющая организация, в соответствии с положениями пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по страховым взносам и персонифицированные сведения, в которых отражает информацию в том числе о председателе совета МКД.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.02.2024 N 03-15-05/17215

Вопрос:

Об НДС при реализации налогоплательщиком, осуществляющим добычу драгметаллов, слитков драгметаллов банку и приобретении (ввозе) в РФ товаров (работ, услуг) для их использования при реализации.

Ответ:

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации (далее соответственно - фонд, Банк России), банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных металлов, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом пунктом 8 статьи 165 Кодекса установлено, что при указанной реализации драгоценных металлов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 процентов (или особенностей налогообложения) в налоговые органы представляются контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов и документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов фондам, Банку России, банкам. В соответствии с пунктом 10 статьи 165 Кодекса представление налогоплательщиком поименованных документов производится одновременно с представлением налоговой декларации.

В связи с этим налогообложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов при осуществлении операций по реализации драгоценных металлов, предусмотренных вышеуказанным подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, производится при условии, что на основании контракта на реализацию драгоценных металлов продавцом драгоценных металлов является субъект добычи драгоценных металлов, а их покупателем - Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фонд драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банк России и банки, а также продавцом, являющимся субъектом добычи драгоценных металлов, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0 процентов в налоговые органы представлены контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов и документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов фондам, Банку России, банкам. При этом условие о происхождении драгоценного металла и его обращении в качестве условия для применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации драгоценных металлов фондам, Банку России, банкам налогоплательщиком, являющимся субъектом их добычи, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, если налогоплательщиком, являющимся субъектом добычи драгоценных металлов, банку реализуются слитки драгоценных металлов, произведенные из добытой этим налогоплательщиком руды, слитки драгоценных металлов, приобретенные у третьих лиц, в том числе при обратном выкупе слитков драгоценных металлов, ранее реализованных этим налогоплательщиком, а также в случае если данные слитки драгоценных металлов являлись предметом залога, то реализация налогоплательщиком, являющимся субъектом добычи драгоценных металлов, банку таких слитков драгоценных металлов подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы контракта (копия контракта) на реализацию этих драгоценных металлов и документов (их копий), подтверждающих передачу драгоценных металлов банку.

Что касается вычетов налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) и на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса. При этом положения данного пункта 3 статьи 172 Кодекса не распространяются на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, являющемуся субъектом добычи драгоценных металлов, при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса, в случае использования таких товаров (работ, услуг) при осуществлении операций по реализации драгоценных металлов, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2024 N 03-07-05/16577

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентов по кредиту, привлеченному для приобретения акций.

Ответ:

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом предусмотренных статьей 269 Кодекса. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами, и первоначальной доходности, установленной заимодавцем, но не выше фактической.

Таким образом, суммы выплачиваемых налогоплательщиком процентов по кредиту, привлеченному для приобретения акций, учитываются в составе внереализационных расходов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2024 N 03-03-06/1/13269

Вопрос:

ООО является владельцем судна, которое эксплуатируется по заключенному договору фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер). В соответствии с условиями договора судно используется для целей международной перевозки нефтепродуктов и растительных масел с территории российских портов за пределы территориальных вод РФ в Каспийском море.

Договором тайм-чартера установлено, что ставка фрахта определена за каждые сутки или пропорционально части суток, кроме того, НДС по ставке 0% начиная с момента (по местному времени) и со дня начала работы судна в тайм-чартере и до момента и дня возврата судна судовладельцу. Оплата фрахта производится путем предоплаты за предстоящие 30 календарных дней (ежемесячно) работы судна в тайм-чартере не позднее 10 (десяти) календарных дней до окончания оплаченного периода на основании счета, выставленного судовладельцем. По окончании каждого календарного месяца фрахтования судна судовладелец составляет акт оказанных услуг согласно установленной ставке фрахта и количеству дней эксплуатации.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0% при реализации услуг по предоставлению морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки (транспортировки) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров при представлении подтверждающих документов, указанных в п. 14 ст. 165 НК РФ.

Судовладельцем применяется ставка НДС 0% только при представлении фрахтователем вышеуказанных подтверждающих документов.

В рамках указанного договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) судно совершало очередной международный рейс в период с 30.10.2023 (дата коносамента в порту РФ) по 09.11.2023 (дата выгрузки за пределами РФ) и вернулось в порт РФ 14.11.2023.

По какой ставке НДС - 20% или 0% будут облагаться услуги фрахтования судна на время (тайм-чартер) за ноябрь 2023 г., если подтверждающие ставку 0% НДС документы (коносамент, поручение на погрузку) по указанному рейсу датированы 30 октября 2023 г., а завершение рейса состоялось в ноябре 2023 г.?

По какой ставке НДС будут облагаться услуги по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) в случае отсутствия рейсов (простоя судна) в месячном периоде, учитывая, что целью заключения договора фрахтования судна на время являются международные экспортные перевозки светлых нефтепродуктов и растительных масел с территории российских портов за пределы территориальных вод РФ в Каспийском море?

Ответ:

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении услуг по предоставлению морских судов, судов смешанного (река - море) плавания и услуг членов экипажей таких судов в пользование на определенный срок на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) для целей перевозки (транспортировки) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров.

В соответствии с пунктом 14 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Так, при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации морским судном или судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации.

Согласно статье 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Таким образом, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении услуг по предоставлению морских судов и услуг членов экипажей судов на определенный срок для перевозки (транспортировки) вывозимых с территории Российской Федерации товаров, оказываемых судовладельцем по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер), применяется только в том временном периоде, в течение которого суда использовались для перевозки (транспортировки) вывозимых товаров, что подтверждается документами, поименованными в пункте 14 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2024 N 03-07-08/13407

Вопрос:

АО, являясь генеральным подрядчиком / подрядчиком по договорам о выполнении строительно-монтажных работ, в 2014 - 2018 гг. перечисляло своим субподрядчикам (дочерним обществам) авансы на выполнение соответствующих строительно-монтажных работ по договорам субподряда. С сумм полученных авансов дочерними обществами исчислен и уплачен НДС в бюджет.

По ряду договоров в силу императивного волеизъявления заказчика работ (дочерние общества ПАО) в период 2018 - 2020 гг. имели место уменьшение (снижение) цены договоров и прекращение работ.

При этом соответствующие суммы авансовых платежей АО со стороны субподрядных организаций по объективным причинам не были возвращены.

В июне 2023 г. все дочерние общества были присоединены к АО.

Статьей 413 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

Таким образом, обязательства дочерних обществ, реорганизованных путем присоединения к АО, по возврату соответствующих сумм авансовых платежей обществу прекращены на основании ст. 413 ГК РФ.

В связи с прекращением обязательств по возврату аванса совпадением должника и кредитора вправе ли АО как правопреемник принять к вычету НДС, уплаченный присоединенными дочерними обществами, с сумм ранее перечисленных им авансовых платежей?

Вправе ли АО предъявить к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные реорганизованными организациями (дочерними обществами) в течение одного года с момента реорганизации?

Ответ:

Особенности налогообложения НДС при реорганизации организаций установлены статьей 162.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, пунктом 3 статьи 162.1 Кодекса установлено, что в случае реорганизации в форме присоединения вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом пунктом 4 статьи 162.1 Кодекса установлено, что вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся правопреемником (правопреемниками) после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника (правопреемников) операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Статьей 307 Гражданского кодекса предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок.

Согласно пункту 3 статьи 420 Гражданского кодекса к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, в том числе предусмотренные статьей 413 Гражданского кодекса. Статьей 413 Гражданского кодекса установлено, что обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

В связи с этим при реорганизации организаций в форме присоединения организации-продавца к организации-покупателю обязательства организации-продавца по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) или возврату соответствующих сумм авансовых платежей организации-покупателю прекращаются на основании статьи 413 Гражданского кодекса. При этом данные обязательства организации-продавца прекращаются с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности организации-продавца, присоединенной к организации-покупателю, которая с этого момента считается реорганизованной.

Учитывая изложенное, при реорганизации организаций в форме присоединения организации-продавца к организации-покупателю суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет организацией-продавцом с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) от организации-покупателя, подлежат вычету у организации-покупателя, являющейся правопреемником организации-продавца, в соответствии с вышеуказанным пунктом 3 статьи 162.1 Кодекса. При этом вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся организацией-покупателем не позднее одного года с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности организации-продавца, присоединенной к организации-покупателю, которая с этого момента считается реорганизованной.

Также отмечается, что на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые покупателем к вычету в отношении оплаты (частичной оплаты), перечисленной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты).

Поэтому в случае если организацией-покупателем, реорганизованной в форме присоединения к ней организации-продавца, суммы налога на добавленную стоимость по оплате (частичной оплате), перечисленной присоединенной организации-продавцу в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), принимались к вычету в установленном порядке, то данные суммы налога подлежат восстановлению в налоговом периоде, в котором организация-покупатель считается реорганизованной.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2024 N 03-07-11/13233

Вопрос:

Учитывая возникающие разногласия с покупателями продукции по вопросу оформления счета-фактуры в части его подписания, возникают вопросы по удалению и дополнению реквизитов счета-фактуры, связанные с его подписанием, а именно: является ли в 2023 - 2024 гг. нарушением требований порядка заполнения счетов-фактур, установленных п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение (изменение) следующих реквизитов:

1) в счете-фактуре отсутствуют реквизиты "Индивидуальный предприниматель" и "Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя", если продавец не является индивидуальным предпринимателем;

2) в счете-фактуре реквизиты "Руководитель организации или иное уполномоченное лицо" и "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" разделены на четыре реквизита соответственно: "Руководитель организации", "Уполномоченное лицо", "Главный бухгалтер", "Уполномоченное лицо" с расшифровками их подписей, а под реквизитом "Уполномоченное лицо" указана ссылка на номер и дату приказа организации, которым предоставлено право подписи счетов-фактур в графе "Уполномоченное лицо".

Ответ:

Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при выставлении счета-фактуры организацией счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Таким образом, один счет-фактура не может подписываться одновременно руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, и индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя.

Учитывая изложенное, отсутствие в счете-фактуре, выставляемом организацией, реквизитов "Индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное лицо" и "Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя" и указание в таком счете-фактуре отдельно реквизитов "Руководитель организации", "Уполномоченное лицо", "Главный бухгалтер", "Уполномоченное лицо" не являются нарушением порядка оформления счетов-фактур.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2024 N 03-07-09/13420

Вопрос:

Об учете расходов на добровольное имущественное страхование в целях налога на прибыль.

Ответ:

В силу норм статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на добровольное страхование имущества принимаются для целей налогообложения прибыли с учетом положений статьи 263 НК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по иным видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности и (или) если такое страхование направлено на компенсацию расходов (убытков, недополученных доходов), учитываемых для целей налогообложения, которые могут возникнуть в результате страхового случая.

Таким образом, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются расходы на страхование, предусмотренные положениями подпункта 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ, при условии их соответствия критериям, определенным статьей 252 НК РФ, и если эти расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.02.2024 N 03-03-06/1/12544

Вопрос:

О применении вновь созданной организацией инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в первом налоговом периоде.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

В свою очередь, на основании пункта 8 статьи 286.1 Кодекса решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется налогоплательщиком ко всем или к отдельным объектам основных средств, указанным в абзаце первом или втором пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, научным исследованиям и (или) опытно-конструкторским разработкам, указанным в абзаце седьмом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, с учетом пункта 6 статьи 286.1 Кодекса, и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем или к отдельным обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение налогоплательщика об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета действует применительно к объектам основных средств, научным исследованиям и (или) опытно-конструкторским разработкам, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов Российской Федерации, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов, исследований и (или) разработок инвестиционного налогового вычета в соответствии с пунктом 6 статьи 286.1 Кодекса, в период действия соответствующего закона (абзац третий пункта 8 статьи 286.1 Кодекса).

Использование (отказ от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта Российской Федерации (абзац второй пункта 8 статьи 286.1 Кодекса).

При этом налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщик (действующая организация) вправе принять в течение текущего налогового периода решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета только в следующем налоговом периоде, отразив его в учетной политике для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.

Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 55 Кодекса, если организация создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, первым налоговым периодом для такой организации является период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года.

В этой связи организация, которая создана в текущем календарном году, может использовать право на применение инвестиционного налогового вычета в первом налоговом периоде при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на первый налоговый период предусмотрено соответствующее решение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.02.2024 N 03-03-06/1/12789